Информация » Причины и условия жестокого поведения » Роль мотива в преступном поведении

Роль мотива в преступном поведении
Страница 4

Несоблюдение правил анализа процесса мотивации в единицах "действия" и "деятельности" приводит к серьезным ошибкам.

Б. за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть С., на основании ч. 2 ст. 107 УК ЭР был осужден к пяти годам лишения свободы. По протесту прокурора приговор в отношении Б. был отменен. При новом судебном разбирательстве было установлено, что Б. применил перочинный нож для отражения нападения, т.е. действовал в состоянии необходимой обороны, ввиду чего суд оправдал его. Кассационной инстанцией оправдательный приговор оставлен в силе.

В чем же причина судебной ошибки? Причина состояла в том, что разная по своему содержанию мотивация действий Б. первоначально рассматривалась как единая, что нашло отражение в обвинительном заключении и приговоре. Фактически же действия Б. представляли собой два самостоятельных эпизода. Первый эпизод произошел в фойе кинотеатра, когда между Б. и Ж. возникла ссора, во время которой Б. ударил Ж. по лицу. Второй эпизод имел место спустя несколько минут, когда Ж., в целях мести Б., предложил ему "поговорить" за углом дома, где на Б. напали С., И. и О., стали его избивать и повалили на землю. В этих условиях, опасаясь за свою жизнь, Б. стал наносить избивавшим удары перочинным ножом, в результате чего ранил С., который впоследствии скончался. Четкий анализ процесса мотивации каждого акта поведения, проведенный при вторичном судебном разбирательстве, позволил выявить их смысловую автономность и на этом основании вскрыть подлинный мотив причинения Б. ранения С.

Мотивационный процесс преступного поведения может включать в себя ряд психических фактов, каждый их которых обладает своей спецификой и выполняет определенные функции. При этом ни один из мотивационных фактов не является автономным, а связан с другими элементами мотивации. Поэтому процесс мотивации складывается в результате взаимодействия всех его элементов. Усиление (или ослабление) одного из элементов может вызвать соответствующее ослабление (или усиление) других элементов, что ведет к изменению содержания мотивации преступного поведения в целом. Так, обострение эмоционального состояния лица может привести к изменению смысловых функций, выполняемых чувствами в процессе мотивации, когда из эмоционального фона они превращаются в мотив преступления. С другой стороны (например, в мотивации ситуативных преступлений) , при сильном душевном волнении ослабляется волевой контроль в поведении, что объясняется силой отрицательных эмоций, возникающих у личности под воздействием неблагоприятно сложившейся ситуации. Из этого следует сделать вывод, что все элементы процесса мотивации необходимо рассматривать в качестве целостной психологической структуры. Объединяющим фактором этой системы является одно общее-сознание личности.

3. В целом, структуру мотивации преступного поведения можно представить в виде такой схемы: внешние стимулы поведения - их отражение личностью(на основе присущей ей системы ценностных ориентаций и конкретных социальных установок) и перевод в факты сознания (осознание мотива) - психологическая подготовка преступления (выработка цели и плана поведения).

Сдвиги в структуре мотивации могут происходить за счет участия в них иных психических фактов и влияния внешних событий, например сильного душевного волнения (психологического аффекта), снижающего рассудочные способности лица, внешнего давления (со стороны соучастников) , резкого изменения ситуации.

В результате мотивации завершается выработка поведения на этапе "побуждение "мотив" принятие решения" и намечается смысловая линия "цель - желанный результат" предстоящего противоправного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Разыгрывание роли
Многие люди поразительно меняются в зависимости от той деятельности, которую им предстоит выполнить. Они как бы надевают на себя «ролевые маски» и действуют в соответствии со своими представлениями об этой роли. Если вы прекрасно ответили, а вам задают дополнительный вопрос - не пугайтесь, речь не идет о том, чтобы поставить четверку. М ...

Как развивать произвольную память?
Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы: 1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память) задачу. Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного восп ...

Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выр ...