Основы психологии » Человек как индивид

Человек как индивид

Индивид - отдельный представитель человеческого рода. Личность - конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающийся каким-либо видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуальными психическими особенностями. Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (=> деятельность). Индивидуальность - неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Темперамент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и собственно меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Флегматик: Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Холерик: Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Сангвиник: Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Меланхолик: Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями.

Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси "соков" в организме человека. Основными "соками", от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал: желчь; кровь; черная желчь; холодная скользкая жидкость (лимфа). Так как все четыре "сока" смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из "соков". Если в смеси преобладает желчь, то индивид по типу темперамента будет холерик, если преобладает кровь - сангвиник, если преобладает черная желчь - меланхолик, а если преобладает флегма - флегматик. Название типов темпераментов сохранилось к настоящему времени в психологии, а учение Гиппократа-Галена получило название гуморальной теории темпераментов. Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела.

В начале XX в. внимание исследователей привлекла зависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним из исследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальных отличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Кречмер выделил четыре конституциональных типа: Лептосоматик (лептос - хрупкий, тонкий, сома - тело). Пикник (толстый). Атлетик (борьба). Диспластик (дис - плохо, пластик - сформированный).


Соотношение профессиональной деформации с категориями «психическое выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»
Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания,широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального ...

Зрелая личность
В отличие от других психологов Олпорт никогда не занимался психопатологией. При этом он считал, что нельзя построить теорию здоровой личности на основе наблюдения за больными. Критерием психического здоровья Олпорт считал «зрелость» личности . Он полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс «стано ...

Практическая часть. Программы кружковых занятий по живописи
Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском творческом коллективе помогают ребенку выявить и развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитию художественного в ...