Информация » Психология преступных групп и криминальной субкультуры » Понятие психологической структуры преступного деяния

Понятие психологической структуры преступного деяния
Страница 4

B.C. Разинкин отмечает, что преступные группировки осужденных могут быть иерархичными либо иметь простое распределение ролей. Опыт работы оперативных аппаратов исправительных учреждений свидетельствует о том, что статусная иерархия существует, как правило, в преступных группировках осужденных отрицательной направленности, соблюдающих воровские обычаи и традиции. Кроме того, формирования состоят из главаря, "смотрящих" за определенными секторами зоны, "казначея", "толкователей" правил и обычаев преступного мира, которые не совершают преступные действия либо совершают их нелегально, а также исполнителей отдельных видов преступлений в интересах криминальной группировки (именуются "быками", "торпедами"; "пехотинцами"). Преступные группировки осужденных отрицательной направленности способствуют расслоению лиц, отбывающих наказание, на неформальные категории: так называемых "честных арестантов", "мужиков", "козлов", "петухов", "пассажиров" и т.п. "

Рассмотрим обобщенный психологический портрет лидера (главаря) преступной группы: имеет развитую когнитивную сферу, набор деловых качеств, среди которых особо выделяются общительность, активность, инициативность, энергичность и т.д. У него, как правило, богатый криминальный опыт, он знает воровские традиции, придерживается их сам и насаждает в группе. Это волевая личность, способная подчинить своим взглядам и целям не только членов группы, но и окружающих, воздействовать на них. Он эгоистичен, подозрителен, циничен, мстителен, жесток, лжив, порой агрессивен. Знает приемы и методы работы оперативных аппаратов и умеет должным образом на них реагировать (как правило, использует методики рефлексии, эмпатии, персонификации и стереотипизации). Лидер обладает исключительным правом распоряжаться общаковыми средствами, выступать в роли третейского судьи в случае возникновения разногласий в группе. Он активный организатор проведения воровских сходок, разборок между криминальными группировками.

Отдельные лидеры преступных групп имеют отклонения в психике, проявляющиеся в неврозах, психозах и т.д.

Лидеры всех разновидностей преступных группировок постоянно настраивают сообщников как против органов внутренних дел, так и против правоохранительной системы в целом. Это делается обычно с помощью компрометирующего материала, необъективного комментирования недостатков.

В некоторых наиболее экстремистски настроенных группировках лидер находится на нелегальном положении. Он тайно руководит группировкой, а гласно его обязанности исполняет так называемый подставной лидер. Это нужно для того, чтобы обезопасить главаря от непредвиденных, опасных ситуаций, а в некоторых случаях, чтобы скрыть направленность деятельности группировки.

Лидер группировки, состоящей из осужденных положительной и нейтральной направленности, создает видимость послушания, оказания помощи администрации, а тайно противодействует ей.

Лидер преступной группировки, состоящей из осужденных отрицательной направленности, как правило, отличается непримиримым отношением к сотрудникам и администрации учреждения. Однако иногда он идет на компромисс с целью добиться, например, двойного управления в колонии (при этом администрация фактически отстраняется от руководства осужденными). Па практике такие учреждения называют "воровскими зонами".

Страницы: 1 2 3 4 


Поощрение в процессе психологического воздействия
Поощрение — внешне активное стимулирование, побуждение человека к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов людей, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, б ...

Манипулятивные способы подачи информации
Для того, чтобы сообщаемое содержание было воспринято (или не воспринято) необходимым его отправителю образом, существуют определенные способы подачи информации. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир подачи информации потоками никчемной информации, которая осложняет для получателя понимание пр ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Границы младшего школьного возраста с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и им ...