Информация » Профессиональные деформации » Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника

Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника
Страница 1

Деятельность работников требуют высокой интенсивности мыслительных процессов, скорости и большого количества принятия решений, насыщенности действий, быстроты реакции на вмешательства внешних факторов, беспрерывного общения с другими людьми, различного статуса, разных профессиональных, и социальных групп. Человеческий фактор и неформальные отношения в коллективе лишь добавляют эмоциональную напряженность. Длительное, постоянное пребывание в стрессе неизбежно развивает профессиональные деформации. [21 C.49]

По данным исследования, проведенного Московским институтом консультирования в 2006 году, 80% людей имеют различной степени выраженности признаки профессиональной деформации, 7,8% имеют резко выраженные профессиональные деформации, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям. [11 C.12]

В настоящее время большое внимание стало уделяться вопросам психологического здоровья работников, начали активно разрабатывать и применять всевозможные приемы для борьбы и профилактики профессиональных деформаций.

Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:

1. Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом", подразумевая за этими словами развитие у работника таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.

Работник посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях, другими словами он "развивает" свою личность для того, чтобы она умещалась в профессиональных рамках.

2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне.

Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы: несмотря ни на какие изменения.

3. Экономичный расход "эмоционального топлива". Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. Среди мероприятий, направленных на поддержание устойчивого психологического состояния работника можно назвать разные способы "психологической защиты", оберегающие сотрудника от "вовлеченности в процесс"; сюда же относятся "контроль контрпереноса", "разделение ответственности", формализация и структурирование своей деятельности, использование "техник" и прочее. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении в итоге получается, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности.

4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов. [8 С.400]

Существует также немало конкретных способов преградить путь профессиональным деформациям:

1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. То есть у специалиста, ежедневно полностью отдающего себя работе, нет шансов функционировать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с саморазвитием, учебой, исследованиями, написанием научных статей.

2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.

3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.

4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.

6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

7. Открытость новому опыту.

8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

Страницы: 1 2 3


Физиологические основы темперамента.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре ...

Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений у обследуемых подростков. Конспект воспитательного мероприятия с подростками
Тема: «Расскажи мне обо мне» Цель: установление более близких, открытых и искренних отношений в группе или классе. Возраст: 9 класс. Специфика проведения вечера общения заключается в том, что учащимся как целостной группе осталось существовать немного времени, а поэтому к выше обозначенной цели добавляется задача сохранения в памяти р ...

Развитие аналитического восприятия
Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведения ...