Инстинкты
Страница 1

В конце XIX – начале XX века, когда жил и работал З.Фрейд, происходили крупные открытия в области химии и физики, прежде всего в сфере термодинамики и физики энергий. Будучи высокообразованным человеком, Фрейд объединил физические, математические и философские концепции и перенес их на область психического.

Фрейд считал, что психика подчиняется закону сохранения энергии, следовательно, количество психической у индивида постоянно, но она может переходить из одного состояния в другое. Основным выводом, который в этой связи сделал Фрейд, является положение о том, что поведение индивида связано со стремлением уменьшить напряжение, вызванное скоплением этой энергии. Например, если всю психическую энергию тратить на просмотр телепередач, то ее не хватит ни на что другое, в том числе на учебу.

Таким образом, Фрейд считал, что в основе любой человеческой деятельности и, следовательно, любой мотивации, лежит стремление удовлетворить физиологические потребности.

Психическое отражение физиологических потребностей Фрейд назвал инстинктами. Он считал, что все психические процессы – мышление, воображение, восприятие, память – также обусловлены инстинктами. Как писал Фрейд «инстинкты являются конечной причиной любой активности».

В своей теории Фрейд не указывал и не определял инстинкты, как таковые, но смог выделить две группы инстинктов: Эрос и Танатос.

Эрос – это инстинкты жизни, поддерживающие жизненно важные процессы и обеспечивающие выживание индивида и продолжение рода. Фрейд считал, что все инстинкты являются продолжением сексуальных влечений. Энергию сексуальных влечений Фрейд назвал Либидо (от лат. «желать»). Либидо – это определенная часть жизненной энергии человека, которая находит разрядку исключительно в сексуальном удовлетворении.

Фрейд считал, что сексуальных инстинктов несколько, хотя доминирующими для человека является только один. Каждый из них связан с так называемой эрогенной зоной, т.е. участком тела, где происходит удовлетворение сексуального инстинкта. Все тело может служить источником сексуального удовольствия, но особо Фрейд выделял рот, анус и гениталии.

Танатос – это инстинкты смерти. Танатос «отвечает» за агрессивные и жестокие аспекты поведения. Убийства и самоубийства по Фрейду берут свое начало именно в инстинкте смерти.

Дело в том, что Фрейд определил Танатос как психическую сущность в тяжелый для него период жизни, поэтому эта тема не получила большого развития в теории психоанализа. При этом, придерживаясь законов физики, Фрейд утверждал, что все подчиняется принципу энтропии, в том числе психика, следовательно, если людям присуще стремление вернуться в начальное, неживое состояние.

По Фрейду, все инстинкты имеют четыре составляющие: цель, объект, источник и стимул.

Источник инстинкта - это физиологическая потребность, вызывающая напряжение в определенном месте организма (жажда, желание выспаться и т.д.). При этом в теории Фрейда нет описания источников Танатос.

Цель инстинкта всегда состоит в устранении возбуждения и напряжения, вызванного потребностью. Когда индивид достигает такой цели, то в течение короткого времени испытывает состояние удовольствия. При этом, согласно принципу удовольствия, индивид стремиться постоянно минимизировать напряжение.

Объект инстинкта – это человек, предмет или часть тела самого индивида, позволяющая удовлетворить потребность. На протяжении жизни объект инстинкта может меняться и индивид, пользуясь сознанием и принципом реальности, может откладывать удовлетворение инстинкта до тех пор, пока не появится настоящий объект.

Страницы: 1 2


Как лучше учить стихи?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памят ...

Обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение»
Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «осн ...

Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора. Программа эмпирического исследования
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как 1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну; 2) коммуникативную способность, так как юм ...