Информация » Депрессия » Факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний

Факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний
Страница 1

Перечислим основные психогенные травматизирующие факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний.

1. Ситуации кратковременные, но резко затрагивающие личность в силу индивидуальной значимости травмирующих воздействий:

а) ситуация утраты - это ссора с близким лицом, нарушающая ценные дружественные отношения, внезапное разочарование в уважаемом и дорогом человеке, потеря близкого человека в связи с разлукой или его смертью, неожиданный имущественный крах;

б) ситуация внезапно нарушающие основные направленности личности: нарушение планов, намерений, надежд, крах карьеры, остро возникший кризис мировоззрения, внезапная утрата средств достижения заветной цели (например, голос у певца), внезапно вскрывшиеся серьезные ошибки своего жизненного пути, приведшие к раскаянию, резкая перемена образа жизни (перемена профессии, ситуация бойкота, ареста);

в) внезапно травмирующие воздействия, которые затрагивают особо ранимые стороны личности.

Личность может выбрать следующие возможные интерпретации:

1) констатация у себя каких-либо физических дефектов, оцениваемых как уродство, понижающее человека в глазах окружающих и поэтому тщательно скрываемых;

2) констатация у себя какого-либо недостатка в характере, составляющего постоянный источник недовольства собой (повышенная застенчивость, робость, неуклюжесть, приводящая к постоянное опасению стать смешным в глазах окружающих, неуверенность в возможности публичных выступлений и т.п.);

3) наличие готовности к повышенному реагированию на определенную конкретную ситуацию в силу того, что когда-то в прошлом аналогичная ситуация была очень тяжело пережита (боязнь купания после пережитой опасности утопления, боязнь любой поездки после пережитого крушения, реактивное снижение трудоспособности после служебной неприятности, навязчивый страх заболеть какой-либо болезнью, после того, как больной сильно взволновался, узнав о тяжелом заболевании знакомого, возникновение внутренней тревоги по поводу того, что окружающие «открыли» тщательно скрываемую тайну).

2. Ситуации сильных продолжительно существующих травмирующих воздействий:

а) конфликты общественных отношений могут проявляться как противоречия общественного и личного интереса, отсюда столкновение личности с обществом в целом, с производственным коллективом, столкновение интересов сослуживцев по типу конфликтов субординации, конкуренции, конфликт отношений к собственности;

б) конфликты се6мейных отношений чаще всего характеризуются столкновением различных установок, интересов членов семьи, вынужденных быть в постоянном соприкосновении (противоречия старшего и младшего поколений, интересов свекрови и невестки, тещи и молодых супругов, ссоры братьев, сестер, конфликтные взаимоотношения с соседями);

в) конфликты сексуальных взаимоотношений. При наличии взаимного чувства, тем не менее, может иметь место резкое различие в структуре чувства любви в силу наличия у супругов разного удельного веса личностного (определяющего отношение человека к любимому как к человеку с его личностными особенностями) и чувственного (отношение к любимому как к объекту страсти) компонентов любви, что обусловливает постоянное переживание несоответствия друг друга, все более и более накапливающегося разочарования. Очень конфликтны переживания утраты доверия к любимому человеку последующими оттенками ревности. В сексуальной области часто встречается возникновение противоречия между моральными установками и низкими влечениями, причем обычно имеет место подчинение соблазну с последующими попытками упорядочить сложные взаимоотношения. Своеобразные трудности переживаются личностью при мотивированном подавлении чувства любви в силу социальных и моральных требований. Наконец, следует указать на сложные переживания, связанные с неразделенной любовью.

Страницы: 1 2


Выявление эффективности проведенной работы
Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка. Контрольный этап исследования проводился в январе месяце 2010 года. На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные ...

Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.
Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от дру­гих многими особенностями, единство которых образует его инди­видуальность. В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Описание исследования
Прежде всего, ещё раз укажем, что объектом нашего исследования выступает тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. В качестве предмета мы рассматриваем взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Целью является выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведен ...