Основное содержание диссертации
Страница 5

Модель психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества апробирована в практической работе со старшеклассниками и оценена как результативная.

Основаниями для подобной оценки послужили: данные сравнительного анализа значимости переживания одиночества до и после завершения опытно-экспериментальной работы, данные математической обработки результатов, полученных по завершении опытно-экспериментальной работы и сравнение их с результатами первичной диагностики (оценка сдвигов показателей одиночества и личностных факторов на основе метода Уилкоксона для связанных выборок и на основе метода Манна-Уитни для несвязанных выборок), результаты вторичной диагностики личностных особенностей испытуемых, результаты наблюдений за учащимися и описание индивидуальных случаев.

По завершении опытно-экспериментальной работы в выборке учащихся, принимавших в ней участие, отмечено снижение значимости переживания одиночества (таблицы 2, 3).

Вероятно, положительная динамика значимости переживания одиночества связана с положительным эмоциональным фоном опытно-экспериментальной работы и созданием атмосферы принятия и понимания, условий для осознания одиночества.

Таблица 2. Уровни значимости переживания одиночества учащихся 10-х классов г. Тюмени до участия в опытно-экспериментальной работе (человек / в процентах к числу опрошенных), n = 24 чел.

Уровни

одиночества

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Общий показатель одиночества

Высокий

уровень

6 чел. / 25 %

2 чел. / 8%

6 чел. / 25%

5 чел. / 21%

Средний уровень

11 чел. / 46%

10 чел. / 42%

12 чел. / 50%

8 чел. / 33%

Низкий

уровень

7 чел. / 29%

12 чел./ 50%

6 чел. / 25%

11 чел. / 46%

Таблица 3. Уровни значимости переживания одиночества учащихся 10-х классов г. Тюмени, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе (человек / в процентах к числу опрошенных), n = 24 чел.

Уровни

одиночества

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Общий показатель одиночества

Высокий

уровень

5 чел. / 21%

1чел / 4,2%

4 чел. / 16,5%

4 чел. / 16,6%

Средний уровень

11 чел. / 46%

8 чел./ 33,3%

5 чел. / 21%

3 чел. / 12,4%

Низкий

уровень

8 чел. / 33%

15 чел. / 62,5%

15 чел. / 62,5%

17 чел. / 71%

Математическая обработка результатов на основе метода Уилкоксона позволяет заключить, что, в целом, для выборки испытуемых, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, характерны положительные сдвиги по всем диагностированным показателям, кроме показателей «локус контроля – жизнь», «доминирование», «уверенность в себе», «консерватизм». На основании этого можно говорить, что одиночество стало менее связанным с личностными характеристиками, особенно – с факторами самоотношения. Установленные с использованием критерия Манна-Уитни отличия в показателях значимости корреляционных связей подтверждают выявленную тенденцию уменьшения связанности одиночества с личностными характеристиками учащихся по завершении опытно-экспериментальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Государственный образовательный стандарт
ОПД.Ф.06. ДЕМОГРАФИЯ. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Практические цели и задачи изучения развития народонаселен ...

Провокация
Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: «Не напутал ли я чего-то?» Тактика. Если вы твердо знаете, что информаци ...

формирование интереса к чтению
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению. Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: как мож ...