Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора. Программа эмпирического исследования

Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора. Программа эмпирического исследования
Страница 1

На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как

1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;

2) коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.

Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.

Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.

Целью

эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач

:

1) разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;

2) выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;

3) выявить уровень креативности у испытуемых;

4) определить профиль личностных черт у испытуемых;

5) сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;

6) сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.

7) обработать и проанализировать результаты;

8) сформулировать выводы;

9) предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.

Базой исследования

выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом

исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.

В качестве методов

исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.

1. Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.

Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.

2. Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.

Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):

«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».

Страницы: 1 2 3


«Дымовая завеса»
Этот прием применяется в тех случаях, когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове. Например: Экзаменатор (удивленно): «Вы сказали, что дельфины - это рыбы?!» Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): «Нет, на самом деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но . в действительности . хотя многие считаю ...

Введение в психологию личности. Понятие личности
Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Непсихолог оценивает личность с точки зрения лич ...

Характеристика метода убеждения в психологическом воздействии
Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что убеждение прежде всего ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закре ...