Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих
способностью к генерации юмора. Программа эмпирического
исследованияСтраница 1
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как
1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;
2) коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.
Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.
Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.
Целью
эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач
:
1) разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;
2) выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;
3) выявить уровень креативности у испытуемых;
4) определить профиль личностных черт у испытуемых;
5) сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;
6) сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.
7) обработать и проанализировать результаты;
8) сформулировать выводы;
9) предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.
Базой исследования
выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом
исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.
В качестве методов
исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.
1. Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.
Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.
2. Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.
Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):
«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».
Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. Методика и организация
экспериментального исследования
Исследование с целью изучения особенностей словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально говорящих было проведено в марте- апреле 2010 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 229, № 201, № 60 и № 52 г. Минска.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, ...
Механизмы защиты
Защита
, по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отр ...
Современные
технологии формирования политического имиджа
Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины, получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управления имиджем как технологии формирования общественного мнения по отдельным вопросам деятельности учр ...