Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих
способностью к генерации юмора. Программа эмпирического
исследованияСтраница 1
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как
1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;
2) коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.
Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.
Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.
Целью
эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач
:
1) разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;
2) выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;
3) выявить уровень креативности у испытуемых;
4) определить профиль личностных черт у испытуемых;
5) сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;
6) сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.
7) обработать и проанализировать результаты;
8) сформулировать выводы;
9) предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.
Базой исследования
выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом
исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.
В качестве методов
исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.
1. Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.
Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.
2. Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.
Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):
«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».
Основное содержание диссертации
Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно недостаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений.
Теоретический анализ философских (С. Кьеркегор ...
Онтогенез психического развития ребёнка
Современная психология четко различает несколько основных этапов онтогенетического развития. Остановимся кратко на каждом их этих этапов, попытаюсь показать, какой основной формой жизнедеятельности характеризуется каждый из них и к каким психическим новообразованиям приводит каждая из этих форм жизнедеятельности.
Первым с полным основа ...
Обучение приему «смысловое соотнесение»
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу.
Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними, лучше, если эти связи основываются на сущ ...