Введение
Страница 2

определяет тему взаимодействия с клиентом, получает

информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта. Этот этап, по мнению Г.С. Абрамовой, заканчивается, когда:

Психолог: "Я его понимаю, чувствую"

Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку"

2. Сбор информации в контексте темы. На данном

этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

3.Желаемый результат – "Чего Вы хотите добиться?"

Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Г.С. Абрамова советует тут же дать рекомендации.

4. Выработка альтернативных решений – "Что еще Вы

можете сделать?"

Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности.

5. Обобщение предыдущих этапов – "Вы будете делать это?" Осуществляется переход от обсуждения к действию. (1).

Ю.E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на четыре этапа:

1. Начало беседы (длительность 5-10 минут),

происходит знакомство психолога с клиентом. На этапе знакомства Ю.E. Алешина обращает внимание на позицию равенства имен, а также предлагает избегать психологу-консультанту "неудачных слов" (проблема) и "выражений" ("Не бойтесь.") "В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали из них следует, что здесь можно чего-то бояться" (2, с. 30 ).

2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35

минут). С целью "разговорить" клиента психологу рекомендуется задавать открытые вопросы. Например: "Какая у вас семья? Когда это началось?". Для того, чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, психологу-консультанту следует помнить имена, названия, даты, детали, упоминаемые клиентом.

3. Коррекционное воздействие. Данному этапу Ю.E. Алешина отводит от 10 до 15 минут, но необходимо понимать, что время, отведенное на все этапы консультационного процесса, определено условно. Существует множество способов коррекционного воздействия, к примеру, парадоксальные вопросы, которые ставят под сомнение следование общепринятым нормам ("А почему бы и не .?"); а перефразирование – то, что было негативным, делает причиной положительных эмоций.

4. Завершение беседы (5-10 минут). При завершении беседы также следует обращаться к клиенту по имени.(2).

Этапы психологического консультирования по В.Ю. Меновщикову выглядят таким образом:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Огромное влияние на успех консультирования имеет мотивировка. Существуют различные способы замотивировать клиента на работу: это и использование различных видов харизм (харизма чужака, харизма неполноценности, харизма призвания, харизма бойца, харизма игры и харизма новизны), умение психолога-консультанта понятно объяснить, чему научится клиент в ходе работы ("возможная польза"), "возможный ущерб" – то, чего лишит себя клиент, если будет сопротивляться консультированию; помочь клиенту принять ответственность за происходящие события на себя, поскольку известно, что возможность влиять на события снижает силу стресса, способствует восстановлению сил организма.

2.Исследование и осознание задачи.

3.Перебор гипотез, здесь особое значение имеет развитая креативность консультанта.

4. Решение.

5. Выход из контакта.

Американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-гуманистической психологии, Р. Мэй, предлагает четыре этапа психологического консультирования:

1. Установление раппорта, т.е. установление доверительных отношений с клиентом может осуществляться посредством отзеркаливания(отражение жестов клиента, повторение окончаний фраз и т.д.) и перекрестной работы. Целью данного этапа является присоединиться, чтобы человек открылся.

2.Чтение характера – экспресс составление психологического портрета клиента по его манерам, привычкам, тону голоса и другим признакам.

3. Исповедь и толкование результатов. На данном этапе консультирования идет процесс активного слушания и интерпретации психологом, услышанной информации, событий и чувств, которые описывает клиент.

4. Трансформация личности. Цель консультанта "не только облегчить переживания клиента, но и направить их в конструктивное русло" (17, c.98 ).

Успешность консультативной деятельности психолога-консультанта строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса беседы. Умение создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации. И.В.Дубровиной были выделены профессиональные умения психолога, определеющие успешность психологической беседы. К ним относятся:

Страницы: 1 2 3 4


Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочетания этих факторов – все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию ...

Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Методика «Воспроизведение двух рядов слов». Полученные результаты по изучению объема кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием отражены в таблице 2. Таблица 2- Сравнительная оценка объема кратковременной памяти уровень всего высокий средний низкий Де ...

Виды толпы
Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракон и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в ...