Экспериментальное исследование межличностных
отношений больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях. Организация и методы
экспериментального исследованияСтраница 6
Лидером данной группы является испытуемый под номером 1. Это женщина в возрасте 38 лет, которая госпитализируется 4-ый раз и находится в отделении на момент исследования 14 дней с диагнозом "невротическое развитие личности, истерический вариант". По данным предварительного тестирования она получила по шкале доминирования 3 балла, по шкале дружелюбия 4,2 балла. Ведущий тип отношения к окружающим альтруистический, в конфликтных ситуациях способна на компромисс и сотрудничество и избегание. Показатели свойств личности по тесту мини-мульт находятся в пределах нормы.
Группа испытуемых, отдавших ей свои предпочтения имеют следующие средние показатели: 90% женщин, 10% мужчин, средний возраст 37,9 лет, длительность госпитализации 15,6 дней. Нозологические формы распределились в следующем соотношении: неврозы 80%; органическое заболевание головного мозга в резидуальном периоде 10%; невротическое развитие личности, истерический вариант 10%. Средний балл по шкале доминирования - 4,7, по шкале дружелюбия 3,4 балла. Преобладающий тип отношения к окружающим подчиняемый - 40%. Из средних показателей поведения в конфликте преобладают компромисс 7,7, избегание 7,0 и приспособление 6,5. Из средних показателей свойств личности обращает на себя внимание высокий балл по шкале психастении 75, что является превышением нормы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что группа испытуемых из 11 человек, которым свойственна робость, тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения, склонные к подчинению, ущемлению своих интересов предпочитают взаимоотношения с доминирующим членом группы, на которого они возлагают руководство собой, перекладывают ответственность в отношениях и стремятся найти опору как в более сильном. Можно сказать, что в данном варианте взаимоотношений действует принцип дополняемости: ты - сильный, я - слабый.
Рассмотрим группу испытуемых, выбравших своим лидером испытуемого под номером 2.
код |
доминирование |
дружелюбие |
тип отношений к окружающим |
тип поведения в конфликтной ситуации |
свойства личности | ||||||||||||
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
ипохондрия |
депрессия |
истерия |
психопатия |
паранойяльность |
психастения |
шизоиднось |
гипомания | |||||
лидер |
2 |
-2 |
8,2 |
подчин. |
2 |
6 |
7 |
7 |
8 |
62 |
58 |
63 |
58 |
50 |
52 |
57 |
74 |
+ выбор |
13 |
-1,3 |
5,5 |
альтруист. |
1 |
9 |
9 |
6 |
5 |
55 |
78 |
59 |
58 |
55 |
60 |
53 |
57 |
+ выбор |
6 |
-4,4 |
3 |
дружел. |
4 |
10 |
7 |
3 |
6 |
56 |
85 |
25 |
58 |
50 |
60 |
63 |
62 |
+ выбор |
4 |
-4,4 |
7,6 |
подчин. |
1 |
7 |
8 |
6 |
8 |
62 |
58 |
74 |
53 |
56 |
73 |
67 |
52 |
+ выбор |
9 |
-3,3 |
7,9 |
подчин. |
5 |
7 |
8 |
4 |
6 |
58 |
50 |
54 |
45 |
50 |
56 |
57 |
52 |
+ выбор |
5 |
-3 |
5,2 |
дружел. |
1 |
6 |
8 |
8 |
7 |
60 |
76 |
31 |
60 |
59 |
65 |
63 |
59 |
+ выбор |
3 |
14,2 |
-3 |
авторит. |
10 |
6 |
4 |
7 |
3 |
52 |
73 |
48 |
49 |
56 |
39 |
49 |
57 |
+ выбор |
16 |
0,6 |
5,2 |
авторит. |
0 |
5 |
10 |
9 |
6 |
71 |
80 |
78 |
64 |
84 |
65 |
78 |
63 |
Сред. зн. |
-0,2 |
4,4 |
друж, подч, авт |
3 |
7 |
7,7 |
6 |
5,8 |
59 |
71 |
52 |
55 |
58 |
59 |
61 |
57 |
Особенности подросткового развития
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом в ...
Гуманистическая
психология
Существующие на сегодняшний день теории личности можно условно разделить на три большие группы. I – психодинамические теории: представляют человека в свете интрапсихических и инстинктивных процессов: (психоанализ). II – бихевиоральное направление – понимает человека как безвольный и послушный результат влияния окружающей среды. Главным ...
Экзистенциальные
потребности
Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность.
1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо п ...