Информация » Совладающее поведение в экстремальных ситуациях » Совладающее поведение в экстремальных ситуациях

Совладающее поведение в экстремальных ситуациях
Страница 3

Следует рассмотреть еще один достаточно специфический вариант участия эмоций в регуляции поведения, деятельности человека, когда сами эмоции как таковые выступают личностными ценностями и выполняют роль мотивов целенаправленной активности человека. Они могут инициировать, активизировать и "поддерживать" тот вид деятельности, в процессе которого происходит "насыщение" человека необходимыми ему переживаниями.

Детальное теоретическое и эмпирическое исследование таких эмоций было проведено Б.И. Додоновым, разработавшим оригинальную концепцию "эмоциональной направленности личности" [3, c. 25]. По его мнению, "существует особый мотивационный фактор поведения и деятельности людей — их эмоциональная направленность, содержание которой составляет система координированных и субординированных установок личности на те или иные "ценные переживания"" [4, c. 3].

Когда существует такая возможность, человек выбирает деятельность, ориентируясь не только на ее конечный результат, но и на "интересность", "увлекательность" самого процесса. При этом избирательное отношение к разным видам деятельности зависит не только от их содержания, но и от типа эмоциональной направленности субъекта. Деятельность, скучная для одного, доставляет другому переживания, ставшие для него потребностью. Человек со сложившейся эмоциональной направленностью "испытывает нужду не просто в любом случайном "наборе" эмоций . а только в таком, который образует ту или иную полюбившуюся ему "эмоциональную мелодию", обладающую определенной структурой и единством составляющих элементов" [4, c. 97].

Общая палитра эмоций, каждая из которых может составлять стержень эмоциональной направленности отдельного индивида, весьма широка. Это — такие классы родственных переживаний, которые можно обозначить как эмоции альтруистические, коммуникативные, праксические, гностические, эстетические, гедонистические и пр. [4; 109—122]. Сложившаяся эмоциональная направленность обусловливает постоянный интерес человека к той деятельности, в процессе осуществления которой он насыщается "ценными" для него переживаниями. Формами активности, сам процесс которой может приносить нужные ему переживания, помимо разных видов работы, познавательной деятельности, игры и пр., являются также мечты и воспоминания.

Значение эмоциональной направленности для регуляции деятельности связано, во-первых, с ее свойством выступать в качестве непосредственной побудительной причины деятельности. Во-вторых, "ценные" переживания, порождаемые деятельностью, могут способствовать поддержанию ее высокого функционального уровня, благодаря увлекательности самого процесса деятельности, поглощенности ею, интереса к ней. Наконец, эмоциональная направленность является существенным психологическим регулятором такого жизненно важного для человека акта, как выбор сферы деятельности или даже конкретной профессии.

Таким образом, в различных феноменах и характеристиках эмоционального отражения (актуальные эмоции, их содержание, знак, модальность, интенсивность, устойчивый эмоциональный тон, уровень развития моральных чувств, эмоциональная направленность и др.) заключено отношение субъекта ко всей окружающей действительности, отражаемой сквозь призму актуальных потребностей и личностных ценностей. Именно поэтому эмоции являются обязательным, значимым и многообразно проявляющимся фактором внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека.

Страницы: 1 2 3 


Функциональная автономия
В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций: 1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли ...

Неожиданные вопросы
Внимательно слушающий вас экзаменатор неожиданно задает вопрос. Что делать в этой ситуации? Ведь если вы не знаете ответ назубок, то молниеносно переключиться и что- нибудь придумать очень сложно. Самое главное в этом случае - не молчать. Можно задать экзаменатору несколько уточняющих вопросов и таким образом выиграть необходимое для об ...

«Шутить невредно»
Еще один вариант начала ответа - юмор. Если вы видите, что экзаменатор склонен к шутке (а экзаменаторы тоже люди, и им необходима разрядка в течение многочасовой напряженной работы), можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж вы просто обязаны не только улыбнуться ...