Введение

Метод беседы – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Любая беседа требует установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, или контакт соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Возможности беседы как диалога – инструмента встречи человека с человеком – связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный задающим вопросы в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является тактика задающего вопросы.

Было бы ошибкой считать, что беседа – самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психологии имеет некоторые различия по форме и характеру организации.


Профессиональная деформация. Понятие, психологический механизм и сущность профессиональной деформации
Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии наличность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный ...

Профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка. Организация и содержание профилактической работы
Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка. Формирующий этап исследования проводился в ноябре - декабре 2009 года. Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года. Цель прогр ...

Я - концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формирования
Проблематику самосознания исследовали многие отечественные и зарубежные психологи. В отечественной психологической школе исследования в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых – изучение общетеоретических и методологических аспектов становления самосознания в контексте более общей проблемы становления и ...