Выводы.
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта можно сделать следующие выводы.
1. Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:
1. умение активно слушать
2. умение понятно говорить
3. профессионализм
4. понимать последствия своего влияния
5. здравый смысл
6. самообразование
7. личная ответственность
8. уверенность в себе
9. заинтересованность в общении
10. тактичность
11. внимательность
12. понимание себя
13. саморегуляция
14. увлеченность профессией
15. интеллектуальность
16. эмоциональная устойчивость
17. самоуважение
18. доброжелательность
19. не давать нравственных оценок
20. владение теорией
21. стрессоустойчивость
22. практика с супервизором
23. эмпатийность
24. рефлексия
25. внимание к деталям
26. позитивный настрой
Отсюда видно, что ведущими критериями оценки
уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и понятно говорить.
2. Гипотеза о том, что представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и продуктивно работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться в виду различного профессионального психологического опыта, подтвердилась. Однако по некоторым пунктам взгляды на качества, определяющие успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта, совпадали. Все три группы респондентов показали одинаковый результаты по пунктам:
· важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта является умение слушать
· нежелательным для психолога-консультанта является наличие склонности к доминированию
3. По большинству предложенных качеств мнения
всех испытуемых совпадали, однако, по отдельным качествам выявились различия у представителей разных групп. По данным сравнениям четко прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это:
· внимание к деталям
· склонность к доминированию
· позитивный настрой
· творческие способности
· артистичность
· креативность
Можно предположить, что именно эти качества
остались спорными по итогам нашего исследования, т.е. их нельзя отнести к критериям оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, несмотря на то, что качество - склонность к доминированию, получило наибольшее количество баллов в графе: психолог не должен обладать данным качеством (13 выборов). Поскольку в графе: психолог должен иметь данное качество в значительной степени, сделано 15 выборов.
Эпигенетический принцип
Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания
: он состоит из двух частей:
1. Л ...
Приложения
Приложение 1
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание к ...
Психологическое обеспечение педагогического процесса. Конспект
урока по русскому языку (5-й класс)
Тема:
Изложение по рассказу «Березка» (на подготовку и написание изложения отводится два урока).
Тип урока
Применение знаний на практике.
Задачи:
Образовательные:
учить правильному и последовательному построению предложений;
дать учащимся новые сведения о березе и той пользе, которую приносит это дерево;
Коррекционно-развивающие ...