Информация » Демография » Теоретические основы изучения. Народонаселения

Теоретические основы изучения. Народонаселения

Демография (с греч. demos – народ, grafio – пишу). Объект изучения демографии – население. Предмет демографии – процессы и факторы воспроизводства населения как одного из фундаментальных компонентов воспроизводства общества. Население и народонаселение. Воспроизводство населения. Типы движения населения – естественное (включает процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности), пространственное (миграционные процессы) и социальное (социально-демографическая мобильность).

Основные причины потребности в демографическом знании (экономика, международные отношения, географические открытия, социальный прогресс, управление общественными процессами и т.д.). Основные этапы развития демографического знания (древние мыслители о взаимодействии развития населения и возможностей государства – Конфуций, Платон, Аристотель; противоречивый характер развития демографической мысли в условиях средневековья – популяционистские и депопуляционистские доктрины; развитие демографических теорий в Новое время – демографический детерминизм Т.Мальтуса, политико-экономический подход А.Смита, К.Маркса; появление термина «демография» – А. Гийяр).

Демография в системе современных наук об обществе. Связь демографии со статистикой, социологией, социальной политикой. Структура демографического знания (общая теория народонаселения, специальные демографические науки – история демографии, историческая демография, экономическая демография, региональная демография, этническая демография, географическая демография, политическая демография, военная демография, прикладные демографические исследования, генетическая демография, математическая демография, медицинская демография). Методы демографического анализа (статистические, математические, моделирование демографических процессов, социологические, графические и картографические).

Источники данных о населении. Переписи населения – сплошные исследования населения всей страны (краткий исторический обзор переписей населения в России). Принципы проведения переписей – всеобщность, наличие единой программы переписи, достоверность и поименность полученных данных, статистическая тайна, одномоментность (критический момент переписи). Микропереписи населения – выборочные наблюдения населния, представленные для всей страны. Текущий учет движения населения. Выборочные демосоциологические обследования.

Основные демографические понятия и показатели. Народонаселение, его уровни (население мира, континента, крупного региона, страны, регионов меньшего охвата, вплоть до сельской локальной общности или городского микрорайона) и структура (половая, возрастная, этническая, городское и сельское население и др.). Возрастно-половые пирамиды. Численность населения (к началу 2002 г. она составила в России около 144 миллионов человек). Поколения и когорты. Демографические коэффициенты (общие и специальные). Промилле – тысячная часть числа. Общие коэффициенты рождаемости, смертности. Коэффициент младенческой смертности (детей в возрасте до одного года) – важная характеристика прогресса и уровня развития общества в целом. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения. Специальные демографические коэффициенты (суммарный коэффициент рождаемости, нетто-коэффициент воспроизводства женского населения и др.). Структурные коэффициенты (показатели демографической нагрузки и др.). Сальдо миграции.


Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников. Психолого-педагогическое обследование детей младшего школьного возраста
Программа психодиагностического обследования: Цель: выявление уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной). Задачи: Подобрать соответствующие методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста; Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих ...

Закон общего количества оценок. Соотношение плохих и хороших оценок обычно тяготеет к некоему постоянному показателю
Было бы большой ошибкой считать, что уровень знаний ваших коллег не влияет на вашу оценку. Не следует также думать, что потенциальные отличники все поголовно на экзамене получат пятерки,- оценки носят во многом относительный характер. Конкретные знания конкретного отвечающего не всегда прямо соотносятся с абстрактным эталоном, они завис ...

Тактические «мелочи»
Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и «мелочи», которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право «взять их на вооружение». О ...