Информация » Причины и условия жестокого поведения » Механизм преступного поведения

Механизм преступного поведения
Страница 2

Механизм предумышленного преступления, как наиболее полный, включает три основных звена: 1. мотивация преступления; 2. планирование преступных действий; 3. исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий; В первое звено входят потребности личности, ее планы, интересы, которые во взаимодействии с системой ценностных ориентаций личности порождают мотивы преступного поведения.

Во втором звене механизма преступного поведения мотивация уже конкретизуется в план противоправного поступка. Субъект определяет непосредственные объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимая соответствующие решения.

Третье звено - непосредственное совершение преступления. Оно охватывает как преступные действия (бездействия) субъекта, так и наступление преступного результата. По сути дела здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним актом общественно опасного и противоправного поведения.

Во всех этих звеньях поведения субъективное взаимодействует с объективным, личность - с социальной средой.

Собственно, еще до формирования первого звена механизма преступного поведения - мотивации во взаимодействии личности и внешней среды можно в ряде случаев усмотреть предпосылки будущего антиобщественного поступка. Как говорилось выше, антиобщественной мотивации часто предшествует неблагоприятное с социальной точки зрения формирования человеческой личности. Те потребности, социальные установки, ценностные ориентации, которые сложились у личности, в решающей степени определяют ее дальнейшее поведение в различных жизненных ситуациях. Это относится и к преступному поведению.

Тем не менее для действия механизма преступного поведения формирование личности - всего лишь предварительный этап. Как бы ни были искажены социальные установки или ценностные ориентации человека, нельзя рассматривать его как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершил. Криминологически значимое поведение, анализируемое с самых его истоков, приобретает юридическое значение лишь на последнем, третьем этапе - в процессе исполнения задуманного.

Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке. Что же касается формирования и принятия решения о совершении преступления, то это уже предмет криминологического исследования.

Возникновение этого решения не является неизбежным следствием неблагоприятного формирования личности. Это формирование может не окончиться ничем; возможны также переориентация и исправление субъекта. Связь между неблагоприятным формированием личности и решением совершить преступление - статистическая, вероятностная, наблюдаемая лишь в массе лиц и событий. Некоторая часть лиц, имеющих антиобщественную ориентацию, совершает затем преступления.

С другой стороны, их могут совершать и люди, в формировании личности которых трудно усмотреть отрицательные моменты. Отсутствие жесткой взаимосвязи между неблагоприятным формированием личности и противоправным поступком - важный факт, который разрушил реакционные представления о неизбежности преступного поведения лиц, выросших в неблагоприятной среде, их якобы фатальной предрасположенности к преступлениям.

Когда же начинается та деформация генезиса поведения, которую можно рассматривать как первые шаги реализации преступного акта? Исследования свидетельствуют, что большей частью она берет свои истоки в дефектах мотивации поведения, за которой следует более или менее детальное планирование и принятие решения о совершении преступления, а затем уже и само исполнение преступного намерения. В соответствии с этой схемой мотивация поступка и считается первым звеном рассматриваемого механизма, а наступление преступного результата - его последним звеном.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы процессы и состояния, и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным содержанием. В них, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития.

Страницы: 1 2 3


Бихевиоризм (необихевиоризм)
Одно из наиболее влиятельных направлений, позиционирующее как строго научное. Центральной идеей этого направления является идея подкрепления (в вариантах классического (по Павлову, связь между стимулом и реакцией) или оперантного обусловливания (по Скиннеру, исследуется связь между поведенческой реакцией и ее подкреплением, влияющая на ...

Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ». 1. Общая организация урока. 1.1 Последовательность и распределение этапов по времени. Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов: - организационное начало урока; - повторение домашнего задания; - основной этап; ...

Обобщение и оценка результатов эксперимента
Экспериментальные исследования проводились по методикам, описанным в главе 2. В всех экспериментах принимало участие 15 человек. Эксперименты проводились среди студентов в дневное время, в помещении аудитории. Возраст испытуемых 20 – 25 лет. Состояние здоровья всех испытуемых нормальное. Для проведения опыта 1 и опыта 2 группа испыту ...