Информация » Сенсорное развитие детей с нарушением речи » Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Страница 1

Основными критериями нормального протекания сенсорного развития является соответствие определенным формальным показателям сформированности отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.) [28].

Исследования Л.А. Венгера [7], Э.Г. Пилюгиной [30], Д.Б. Эльконина [38] и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие на первом году жизни.

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе [25]. К 3 месяцам движения рук ребенка становятся плавными, свободными. По мнению Д.Б. Эльконина [38], уже в 3–4 месяца ребенок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него, пытаясь их захватить и удержать. С освоением хватания в 4 месяца начинается развитие руки младенца как анализатора. С 4 до 6 месяцев ребенок учится точно направлять руку к игрушке, брать предметы, лежа на боку или животе. Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7–8-м месяце жизни младенца и также совершенствуется до конца года. То есть ребенок начинает располагать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величиной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10–11 месяцам ребенок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия. Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с манипулированием ими. В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свойства предметов – форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Подобное обследование объектов со стороны ребенка свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства.

К концу первого месяца ребенок прислушивается к речи взрослого. Как считает С.Г. Савченко [32], в первые 3 месяца у него появляются ответные голосовые реакции – гукание и гуление, свидетельствующие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи. На 4–5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. В период от 6–7 до 9–10 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого. А.П. Усова и Н.П. Саккулина [36] считают, что возникшая в 10 месяцев начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. Например, взрослый показывает мячик и спрашивает: «Где мячик?». В результате такого обучения складывается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого, которая проявляется в поиске ребенком предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?». Зрительный поиск объектов управляется словом, в результате чего в конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету [36].

Таким образом, как отмечает Г.А. Урунтаева [35], особенности сенсорного развития детей в младенческом возрасте заключаются в том, что:

– складывается акт рассматривания предметов;

– формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

– устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

– устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве восприятие остается еще несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни ребенок с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Страницы: 1 2 3 4


Выводы и рекомендации
Проанализировав результаты тестирования можно сделать следующие выводы: 1) в целом среди всех испытуемых преобладает необходимый уровень эмпатии, что благоприятно сказывается на оказываемые им услуги в системе отношений «врач – пациент» и способствует сбалансированности межличностных отношений. Среди испытуемых врачей-женщин преобладае ...

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи [3], [14], [19], [21], [25], [26]. Однако вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходов к анализу проблемы духовности пока, по существу, остается без ясного ответа. Цель статьи — попытат ...

Когнитивная психология (Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...