Из истории учений о типах темперамента и характере
Страница 3

Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э.Кречмером [11].

Анализируя совокупности морфологических признаков

, Кречмер

выделяет, на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через типы морфологических конституций: астенический, пикнический, атлетический.

К морфологическим теориям темпераментаотносится и концепция американского психолога У. Шелдона [

25], который выделяет три основных типа

соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного

типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Главное, что выделяет автор это развитие жировой ткани. Такие люди жизнерадостны, общительны, имеют склонность хорошо поесть.

Мезоморфный

тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, (у таких людей развитие мышечной ткани) - энергичны, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью.

Эктоморфному

типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому сомато-типу соответствует церебротонический темперамент, (усиленное развитие НС и особенно головного мозга) характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству (погруженность во внутренний мир), повышенной реактивностью, очень чувствительны, тревожны.

И строение тела, и свойства темперамента с этой точки зрения зависят от одной общей причины – от наследственных особенностей в соотношении деятельности различных желез внутренней секреции. Поэтому якобы и существует определенное соответствие между строением тела и свойствами темперамента. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно и говорят о чертах, характерных для данного человека. Вообще, слово «характер» по-гречески означает «чеканка, отпечаток», оно происходит от глагола «харассо» - острить, царапать, чертить. Первая по времени попытка изучения характера принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Сохранился трактат Теофраста о характерах, в котором описано 30 характеров. Описание каждого характера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство», «лесть» и «скучный рассказчик» и т.п. В таком же смысле термин «характер» употреблял Лабрюйер (18 век). Таким образом, уже с самого начала слово «характер» обозначает нечто, отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма.

В 19 веке, начиная с А. Бена, характер стали понимать в чисто психологическом плане как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А. Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П.Ф. Лесгафт). В 20 веке под характером стали понимать не особенности отдельных областей психики, а свойства целостной личности. Эти свойства понимали или как различные ее направленности – диспозиции (Штерн), или как основные побуждения (Л. Клагес), или как склонности и отношения (Л.Ф. Лазурский)

Страницы: 1 2 3 


Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе, находят свое отражение и в сфере образования. В соответствии с приоритетами современного образования, обозначенными в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.), шко ...

Развитие фантазии кружковых занятий по живописи. Понятие и сущность фантазии
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, а где ложь? Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из так ...

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие. a) Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и испол ...