Из истории учений о типах темперамента и характере
Страница 3

Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э.Кречмером [11].

Анализируя совокупности морфологических признаков

, Кречмер

выделяет, на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через типы морфологических конституций: астенический, пикнический, атлетический.

К морфологическим теориям темпераментаотносится и концепция американского психолога У. Шелдона [

25], который выделяет три основных типа

соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного

типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Главное, что выделяет автор это развитие жировой ткани. Такие люди жизнерадостны, общительны, имеют склонность хорошо поесть.

Мезоморфный

тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, (у таких людей развитие мышечной ткани) - энергичны, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью.

Эктоморфному

типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому сомато-типу соответствует церебротонический темперамент, (усиленное развитие НС и особенно головного мозга) характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству (погруженность во внутренний мир), повышенной реактивностью, очень чувствительны, тревожны.

И строение тела, и свойства темперамента с этой точки зрения зависят от одной общей причины – от наследственных особенностей в соотношении деятельности различных желез внутренней секреции. Поэтому якобы и существует определенное соответствие между строением тела и свойствами темперамента. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно и говорят о чертах, характерных для данного человека. Вообще, слово «характер» по-гречески означает «чеканка, отпечаток», оно происходит от глагола «харассо» - острить, царапать, чертить. Первая по времени попытка изучения характера принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Сохранился трактат Теофраста о характерах, в котором описано 30 характеров. Описание каждого характера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство», «лесть» и «скучный рассказчик» и т.п. В таком же смысле термин «характер» употреблял Лабрюйер (18 век). Таким образом, уже с самого начала слово «характер» обозначает нечто, отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма.

В 19 веке, начиная с А. Бена, характер стали понимать в чисто психологическом плане как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А. Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П.Ф. Лесгафт). В 20 веке под характером стали понимать не особенности отдельных областей психики, а свойства целостной личности. Эти свойства понимали или как различные ее направленности – диспозиции (Штерн), или как основные побуждения (Л. Клагес), или как склонности и отношения (Л.Ф. Лазурский)

Страницы: 1 2 3 


Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему - рисуйте, не задумываясь
Ничто так не «поднимает» абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график. Особенно удачно выглядит рисование графика не заранее, а по ходу ответа. Тем самым вы показываете свободное владение темой и демонстрируете высокий уровень абстрактного мышления. Ваши слова экзаменатор может забыть (тем более, если он слушал вас ...

Формирование сенсорных эталонов
Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В пять лет ребенок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо вводить новые фигу ...

Результаты проведённых исследований самосознания подростков
Результаты методики "Личностный дифференциал" Рис. 1. Рисунок 1 наглядно показывает различия в показателях у младших и старших подростков, а именно: младшие подростки менее критичны к себе, большинство их них обладает недостаточным самоконтролем, неспособностью держаться принятой линии поведения, зависимостью от внешних об ...