Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темперамента
Страница 3

По мнению Вилюнаса В. К. (1976), тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [6, С. 68].

Прихожан А.М. (2000) рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность — как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначе­ния всего явления в целом. Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям, и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования — свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.

Тревожность рассматривается как эмоционально-личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты [18, С.5].

Краткий психологический словарь дает следующее определение понятия тревоги. Тревога – состояние опасности, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т. д. Может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций [9, С. 292].

В педагогической науке тревожность рассматривается как переживание эмоционального благополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиении, повышении артериального давления, возникновении общей возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [19, С. 445].

Рассмотрим основные концепции, которые оказали наибольшее влияние на современные психологические исследования тревожности (табл. 1).

Таблица 1

Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии

Направление

Представители

 

Классические теории эмоций

Ч. Дарвин, У. Джемс, У. Мак-Даугголла,

Страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу. Именно врожденный характер страха обусловливает общность внешних и внутренних симптомов его проявления не только у людей, принадлежащих к разным культурам, но и у высших животных.

Для данной теории характерны представления о врожденных предпосылках страха, о его различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях — сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях. Кроме того, по мнению К. Изарда [1980], Ч. Дарвин, говоря о соотношении сил эмоции и ее внешних проявлений, заложил основу гипотезы о роли обратной связи в эмоциях.

Теории научения

Дж. Уотсон, Дж. Вольпе, К.Л. Халл, Дж. Доллард.

Согласно взглядам классиков теории научения тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх — эмоциональные реакции, возникающие, на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избега­ния, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) нев­ротические и психические нарушения.

Вопрос о разных видах тревожности, прежде всего о том, как соотносятся между собой общая, разлитая тревожность и ее отдельные частные виды («специфические тревоги»), широко дискутируется в литературе. Проблема в большинстве случаев формулируется следующим образом: насколько частные виды тревожности - школьная, арифметическая, межличностная, тестовая, компьютерная и т. п. - представляют собой отдельные, замкнутые именно на этой сфере переживания, и насколько они могут являться лишь формой выражения общей тревожности, зафиксировавшейся на данной сфере как на наиболее значимой к тот или иной период. Существуют разные точки зрения на этот вопрос, обоснованные не столько экспериментальными данными, сколько теоретическими взглядами автора. Как правило, исследования общей, разлитой тревожности и ее частных видов проводятся раздельно: некоторые, исследователи изучают тревожность, которая рассматривается ими как проявление общего свойства личности или темперамента, другие изучают ее частные виды [18, С. 147].

Страницы: 1 2 3 4 5


Выявление эффективности проведенной работы
Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка. Контрольный этап исследования проводился в январе месяце 2010 года. На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные ...

Как лучше учить стихи?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памят ...

Предбрачный период в человеческом сообществе
Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни. Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары ...