Проблемы и противоречия демографического развития России
Динамика численности и структуры населения в России. Смена естественного прироста населения его естественной убылью (депопуляцией). Современная демографическая катастрофа в России, ее специфика, контекст и тенденции (разразилась не под воздействием войн или эпидемий, а в мирное время, в условиях практически завершенного демографического перехода к рациональному типу воспроизводства населения; началась с 1990-х годов, когда показатели демовоспроизводства должны были бы эволюционно улучшаться с учетом «демографических волн»; характеризуется последовательностью и стремительными темпами падения воспроизводства населения; совпадает с периодом «радикальной либерализации» и всеохватывающим кризисом общественно– экономической системы в России). Российский «демографический крест».
Степень воздействия различных факторов (демографических, социально-экономических, экологических, психологических и др.) на интенсивность рождаемости и смертности в России. Динамика рождаемости и ее вклад в депопуляцию. Основные факторы, повлиявшие на резкое снижение рождаемости в 1990-е годы (ухудшение структуры женских репродуктивных когорт; исчерпанность репродуктивных планов поколений женщин, попавших под влияние мер по стимулированию рождаемости; откладывание части рождений в браке и вне брака в связи с резкой дестабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране; пересмотр стратегии развития семьи, формирование новой – прозападной – модели брачного и репродуктивного поведения). Массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения. Относительно высокий прирост населения у нерусских народов России (особенно исламизированные национальные группы).
Смертность как компонента естественной убыли населения. Динамика продолжительности жизни. Влияние антиалкогольной кампании (1985-87 гг.) на снижение смертности и рост продолжительности жизни. Зависимость колебаний смертности в 90-е годы от обострений хронического социально-экономического кризиса в стране. Особенности смертности в 90-е годы. Сверхсмертность в трудоспособных возрастах, особенно у мужчин. Рост неестественной и насильственной смертности (от травм, убийств, самоубийств, случайных отравлений алкоголем и т.д.) как показатель социального неблагополучия в стране. Рост смертности в результате болезней как результат упадка российской системы здравоохранения. Увеличение количества заболеваний, вызванных социальными причинами. Проблемы смертности, обусловленные маргинализацией населения в процессе реформ, психологическим напряжением и ростом стрессов, ухудшением качества питания и т.д. Высокие показатели младенческой смертности.
Миграция как один факторов стабилизации численности населения в России. Сохранение положительного сальдо миграции при постепенном сокращении его показателей во второй половине 90-х годов. Необходимость более интенсивного привлечения иммигрантов из стран ближнего зарубежья (особенно этнических россиян) как реального демографического потенциала. Рост числа вынужденных переселенцев, увеличение нелегальной миграции.
Специфика взаимоотношений больного и врача
Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, первой эмоциональной реакцией на которую является страх, та пускающий, в свою о ...
Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.
Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27].
К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данн ...
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся ...