Основы психологии » Методы психологических исследований

Методы психологических исследований

Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов:

а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны;

б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение – применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено его сознанию. Переживая соответствующее явление, он как бы наблюдает за собой, за своими ощущениями, пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведут самонаблюдение по его заданию;

в) свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект;

г) стандартизованное наблюдение, напротив, ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей;

д ) при включенном наблюдении исследователь сам выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым ведется наблюдение. Так, исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в эти отношения, одновременно не прекращая за ними наблюдать;

е) стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты.

Опрос. Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенный его инструмент - анкета.

Тесты - это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов отличаются тем, что предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

Разновидность тестов: Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности 1 и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.

Эксперимент - самое надежное средство получения достоверной информации об изучаемых явлениях. Специфика психологического эксперимента состоит в том, что в нем продумано создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего. Б.Г.Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (в эту группу входят сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); 2) эмпирические (в эту группу входят обсервационные, экспериментальные, психодиагностические методы, праксиметрические и биографические методы); 3) обработки данных (количественные и качественные методы анализа); 4) интерпретационные методы (различные варианты генетического и структурного методов). Классификация Б.Г.Ананьева позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.


Cпособности
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешнос ...

Развитие аналитического восприятия
Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведения ...

Агрессия как самоутверждение
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad —"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi ...