Основы психологии » Эмоциональная сфера личности

Эмоциональная сфера личности
Страница 1

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний,отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты егопрактической деятельности.Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесныхпроявлений: мимики (изменение положения губ и бровей), пантомимики (жестов,позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменениечастоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения,изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более или менее глубоких биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличение сахара в крови, появление в моче белка и т. д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства. Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенковнастроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельностичеловека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Именно эмоцииотражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость,пристрастность и интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты,страсти, стрессы . Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность,большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко меняется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно – и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Поскольку аффект захватывает человека целиком, то, если он получает выход в какой-нибудь деятельности, даже не относящейся непосредственно к объекту аффекта, он ослабляется иногда до такой степени,что наступает упадок сил, безразличие. Аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующий на психику причины, обычносвязанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Настроение – эмоциональное «хроническое» состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек может переживать чувство только к кому-нибудь или к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.

Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Это реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Страсти носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки.

Страницы: 1 2


Психодинамические теории личности. Классический психоанализ (Зигмунд Фрейд). Краткий биографический очерк
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в маленьком городе Фрайберге в Моравии, входившей в состав Австрийской империи. Его отец торговал шерстью и у него было двое сыновей от первого брака, которые позже уехали в Великобританию и семеро детей от второго брака, среди которых Зигмунд был самым старшим. В 1860 году торговля шерстью стала прих ...

Цифры
После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными. Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребенком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написа ...

Принципиальные различия между убеждением и внушением
Внушение представляет собой разновидность психологического влияния - процесса и результата изменения манипулятором поведения другого человека, его установок, намерений в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Снижение сознательности и критичности при восприя ...