Информация » Методологические проблемы социально-психологического исследования » Основные парадигмы зарубежной социальной психологии

Основные парадигмы зарубежной социальной психологии

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия:

1) решение вопроса о природе человека;

2) преобладающая проблематика.

Развитие социальной психологии в ХХ веке было обусловлено настоятельными потребностями развития человеческого общества, необходимостью использования науки в решении задач, стоящих в его различных сферах: промышленности, бизнесе, менеджменте, политике, социальной сфере. Можно констатировать, что социальная психология ХХ в. не представляет единую целостную систему знаний, она развивалась как парадигмальная. Ее особенностью является отсутствие единого методологического подхода к предмету своего исследования при наличии множества теорий "среднего" уровня (т. н. частной методологии) – объясняющих относительно небольшой круг социальных явлений.

Приступая к рассмотрению ориентаций в парадигм в социальной психологии, акцентируем их ключевые идеи:

В психоанализе: человек – поле битвы между животной природой и обществом.

Для бихевиоризма: поведение детерминировано немедленными ответными реакциями на стимулы – акцент на социальной ситуации.

Для интеракционизма – признание социальной детерминации с уточнением того, как роль человека в обществе определяет значимые для него ценности.

Для когнитивизма (человек – мыслящее существо) – главный фокус исследования – развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир.