Основные парадигмы зарубежной социальной психологии
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия:
1) решение вопроса о природе человека;
2) преобладающая проблематика.
Развитие социальной психологии в ХХ веке было обусловлено настоятельными потребностями развития человеческого общества, необходимостью использования науки в решении задач, стоящих в его различных сферах: промышленности, бизнесе, менеджменте, политике, социальной сфере. Можно констатировать, что социальная психология ХХ в. не представляет единую целостную систему знаний, она развивалась как парадигмальная. Ее особенностью является отсутствие единого методологического подхода к предмету своего исследования при наличии множества теорий "среднего" уровня (т. н. частной методологии) – объясняющих относительно небольшой круг социальных явлений.
Приступая к рассмотрению ориентаций в парадигм в социальной психологии, акцентируем их ключевые идеи:
В психоанализе: человек – поле битвы между животной природой и обществом.
Для бихевиоризма: поведение детерминировано немедленными ответными реакциями на стимулы – акцент на социальной ситуации.
Для интеракционизма – признание социальной детерминации с уточнением того, как роль человека в обществе определяет значимые для него ценности.
Для когнитивизма (человек – мыслящее существо) – главный фокус исследования – развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир.
Виды толпы
Случайная толпа
— неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракон и т.д.
Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в ...
Конфликты и методы их преодоления
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды.В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится ...
Анализ и обсуждение результатов
В результате экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности, под которой подразумевается преднамеренное вербальное или невербальное использование спонтанного юмора в ходе социальных взаимодействий [11], мы получили три группы испытуемых (таблицы 2 и 3):
1) испытуемые, обладающие высоким уровнем развития способности к гене ...

