Основные парадигмы зарубежной социальной психологии
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия:
1) решение вопроса о природе человека;
2) преобладающая проблематика.
Развитие социальной психологии в ХХ веке было обусловлено настоятельными потребностями развития человеческого общества, необходимостью использования науки в решении задач, стоящих в его различных сферах: промышленности, бизнесе, менеджменте, политике, социальной сфере. Можно констатировать, что социальная психология ХХ в. не представляет единую целостную систему знаний, она развивалась как парадигмальная. Ее особенностью является отсутствие единого методологического подхода к предмету своего исследования при наличии множества теорий "среднего" уровня (т. н. частной методологии) – объясняющих относительно небольшой круг социальных явлений.
Приступая к рассмотрению ориентаций в парадигм в социальной психологии, акцентируем их ключевые идеи:
В психоанализе: человек – поле битвы между животной природой и обществом.
Для бихевиоризма: поведение детерминировано немедленными ответными реакциями на стимулы – акцент на социальной ситуации.
Для интеракционизма – признание социальной детерминации с уточнением того, как роль человека в обществе определяет значимые для него ценности.
Для когнитивизма (человек – мыслящее существо) – главный фокус исследования – развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир.
Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
Вопрос о коррекции мнестической деятельности рассматривается в различны ...
Организация и методы исследования. Методика
исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:
1. Социометрия.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.
Социометрия
- метод, разработанный Дж. Морено
. Эт ...
Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнен ...

