Основные парадигмы зарубежной социальной психологии
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия:
1) решение вопроса о природе человека;
2) преобладающая проблематика.
Развитие социальной психологии в ХХ веке было обусловлено настоятельными потребностями развития человеческого общества, необходимостью использования науки в решении задач, стоящих в его различных сферах: промышленности, бизнесе, менеджменте, политике, социальной сфере. Можно констатировать, что социальная психология ХХ в. не представляет единую целостную систему знаний, она развивалась как парадигмальная. Ее особенностью является отсутствие единого методологического подхода к предмету своего исследования при наличии множества теорий "среднего" уровня (т. н. частной методологии) – объясняющих относительно небольшой круг социальных явлений.
Приступая к рассмотрению ориентаций в парадигм в социальной психологии, акцентируем их ключевые идеи:
В психоанализе: человек – поле битвы между животной природой и обществом.
Для бихевиоризма: поведение детерминировано немедленными ответными реакциями на стимулы – акцент на социальной ситуации.
Для интеракционизма – признание социальной детерминации с уточнением того, как роль человека в обществе определяет значимые для него ценности.
Для когнитивизма (человек – мыслящее существо) – главный фокус исследования – развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир.
Методика социально-психологической диагностики конфликтов
К. Томаса
Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе К. Томас делает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях - изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить. ...
Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в
выделенных группах младших школьников
Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах младших школьников.
Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.
По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает ве ...
Учение как специфический вид д-ти
человека
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...

