Информация » Демография » Основные понятия и термины

Основные понятия и термины
Страница 2

Когорта –

совокупность людей, объединенных одним или несколькими событиями или общими признаками (например, одновременно родившиеся, вступившие в брак в один год, родившие детей через одно время и т. д.).

Коэффициент демографической нагрузки

– показывает, например, сколько нетрудоспособных (дети 0-14 лет и пожилые, люди старше 60 лет) приходится на 1000 человек трудоспособного возраста (15-59 лет). В 1990 г. в России этот показатель был равен 759, в 1999 г. – 711. По прогнозам, к 2005 г. коэффициент демографической нагрузки снизится до 588, к 2015 г. снова возрастет до 606.

Коэффициент младенческой смертности (КМС) –

число детей, умерших в течение первого года жизни, в среднем на 1000 родившихся в том же году. Самые низкие показатели КМС варьируются в пределах 5-8‰ в Японии, Швеции, Норвегии, Исландии и некоторых других высокоразвитых странах мира. В России уровень младенческой смертности постоянно снижается, но еще достаточно высокий (в 1987 г. КМС составил 25,4‰, в 1990 г. – 17,4‰, в 2000 г. – 16,3‰).

Коэффициент естественного прироста (убыли) –

разность коэффициентов рождаемости и смертности (может быть положительным и отрицательным). В России коэффициент естественного прироста в 2000 г. был равен – 6,6‰ (то есть это – естественная убыль), в 1990 г. он был равен 2,2‰. Население

– исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, проживающих на определенной территории.

Нетто-коэффициент воспроизводства женского населения

– число девочек, рожденных одной женщиной и доживших до среднего возраста матери. Если нетто-коэффициент ниже 1,0, то наблюдается естественная убыль населения.

Общий коэффициент рождаемости (ОКР)

– число рождений за год, приходящихся на 1000 человек. Максимальное значение ОКР в наиболее благоприятной для рождаемости ситуации может быть определено в 50-55‰ (промилле). Уровню сознательного ограничения рождаемости основной массой населения (развитые страны) соответствует ОКР 14-16 ‰. В 2000 г. ОКР в России был равен 8,7‰ (в 1990 г. – 13,4‰).

Общий коэффициент смертности (ОКС) –

число смертей за один год, приходящихся на 1000 человек. При наиболее благоприятных условиях он обычно превышает 4-5 ‰. Максимальную величину ОКС рассчитать сложно, но при отсутствии контроля и борьбы с заболеваниями можно предположить возрастание ОКС до 50‰. В 2000 г. ОКС в России был равен 15,3‰ (в 1990 г. – 11,2‰).

Поколение –

совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени (то же, что когорта по году рождения).

Рациональный (современный) тип демографического воспроизводства –развитое индустриальное общество; невысокая рождаемость (до 20‰), низкая смертность (до 10 ‰), большая продолжительность жизни (свыше 70 лет).

Сальдо миграции

– показатель результата территориальных перемещений населения; разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за какой-либо срок.

Страницы: 1 2 3


Развитие в норме и дизонтогенезе
Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, и ...

Последствия внутриличностных конфликтов
Последствия внутриличностных конфликтов могут быть двух видов: Конструктивные – это максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного развития (это усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального ч ...

Проблемы психологической готовночти ребёнка к школе на совр.этапе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подгото ...