Основные понятия и терминыСтраница 1
Архетип демографического воспроизводства –
самые ранние стадии существования человеческого рода; высокая рождаемость, высокая смертность (до 40-45‰).
Возрастно-половая структура населения СССР:
по данным переписи населения 1959 г., в СССР женщин было 114,8 млн., мужчин – 94 млн., то есть на 1000 мужчин приходилось 1222 женщины (при этом, в возрастной группе 30-35 лет это соотношение было 1000:1386, в возрастной группе 40-49 лет – 1000:1605, в возрастной группе 50-59 лет – 1000:1768, в возрастной группе 60-69 лет – 1000:1863, в возрастной группе 70 лет и старше – 1000:2137).
Военные потери
подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые в. п. (военнослужащие, погибшие на поле боя и от ран в госпиталях, жертвы военных действий среди гражданского населения, умершие в результате инфекционных заболеваний, эпидемий и др.) советского народа в годы Великой Отечественной войны составили 27 млн. человек (из них потери вооруженных сил – примерно 8,7 млн. человек). Косвенные в.п. –
исчисляются как разница между фактическими темпами роста населения в годы войны и теми, которые могли бы быть в мирное время (без учета прямых потерь людей в войне). Косвенные военные потери советского народа в годы Великой Отечественной войны составили примерно 26 млн. человек.
Воспроизводство населения –
процесс непрерывной смены, возобновления поколений людей.
Демографический коэффициент –
это отношение тех или иных величин к общей численности населения, к какой-либо его части или к общему числу демографических событий.
Демографическая политика –
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Система целей и мер демографической политики призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Важнейшая составляющая демографической политики в
современной России – политика в области рождаемости
– должна включать следующие меры:
- комплекс минимальных социальных стандартов, обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей;
- меры адресной социальной поддержки семей с детьми в трудных обстоятельствах (особенно на региональном уровне, используются такие меры, как скидка семьям с детьми в оплате жилья и дошкольных учреждений, транспортные льготы на детей, организация полноценного бесплатного питания детей в школах, помощь в организации оздоровительного отдыха детей и т.д.);
- специальные меры, которые могли бы стимулировать рождение второго и третьего ребенка, без чего невозможно воспроизводство населения (например, льготные кредиты для приобретения жилья
и улучшения жилищных условий с их частичным и возрастающим погашением при рождении второго, третьего и т.д. ребенка и др.).
Влияние атмосферных явлений на гениальных людей и помешанных
На основании целого ряда тщательных наблюдений ученые установили, что психическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебаний барометра и термометра. Изучение 23 602 случаев доказало, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно с повышением температуры весной и летом и даже идет параллельно с ним, но при этом весення ...
Психический дизонтогенез как «болезни развития»
Онтогенетический подход к изучению нарушений психического развития и психических расстройств в детском возрасте широко применяется в клинике аномального детства, психиатрии и патопсихологии. Такие понятия, как онтогенез и дизонтогенез, широко используются в биологической, медицинской, психолого-педагогической литературе.
В общебиологич ...
Говорите красиво
поддерживайте ритм ответа, постарайтесь повысить его «плотность» по мере приближения к финишу, выделяйте ритмически и интонационно ключевые вопросы и особо важные формулировки, особенно свои личные. Повторяйте основные положения, не стесняйтесь. Кроме того, если вам уже нечего сказать, а экзаменатор явно ждет продолжения ответа, повтори ...