Информация » Демография » Основные понятия и термины

Основные понятия и термины
Страница 1

Архетип демографического воспроизводства –

самые ранние стадии существования человеческого рода; высокая рождаемость, высокая смертность (до 40-45‰).

Возрастно-половая структура населения СССР:

по данным переписи населения 1959 г., в СССР женщин было 114,8 млн., мужчин – 94 млн., то есть на 1000 мужчин приходилось 1222 женщины (при этом, в возрастной группе 30-35 лет это соотношение было 1000:1386, в возрастной группе 40-49 лет – 1000:1605, в возрастной группе 50-59 лет – 1000:1768, в возрастной группе 60-69 лет – 1000:1863, в возрастной группе 70 лет и старше – 1000:2137).

Военные потери

подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые в. п. (военнослужащие, погибшие на поле боя и от ран в госпиталях, жертвы военных действий среди гражданского населения, умершие в результате инфекционных заболеваний, эпидемий и др.) советского народа в годы Великой Отечественной войны составили 27 млн. человек (из них потери вооруженных сил – примерно 8,7 млн. человек). Косвенные в.п.

исчисляются как разница между фактическими темпами роста населения в годы войны и теми, которые могли бы быть в мирное время (без учета прямых потерь людей в войне). Косвенные военные потери советского народа в годы Великой Отечественной войны составили примерно 26 млн. человек.

Воспроизводство населения –

процесс непрерывной смены, возобновления поколений людей.

Демографический коэффициент –

это отношение тех или иных величин к общей численности населения, к какой-либо его части или к общему числу демографических событий.

Демографическая политика –

целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Система целей и мер демографической политики призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Важнейшая составляющая демографической политики в

современной России – политика в области рождаемости

– должна включать следующие меры:

- комплекс минимальных социальных стандартов, обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей;

- меры адресной социальной поддержки семей с детьми в трудных обстоятельствах (особенно на региональном уровне, используются такие меры, как скидка семьям с детьми в оплате жилья и дошкольных учреждений, транспортные льготы на детей, организация полноценного бесплатного питания детей в школах, помощь в организации оздоровительного отдыха детей и т.д.);

- специальные меры, которые могли бы стимулировать рождение второго и третьего ребенка, без чего невозможно воспроизводство населения (например, льготные кредиты для приобретения жилья

и улучшения жилищных условий с их частичным и возрастающим погашением при рождении второго, третьего и т.д. ребенка и др.).

Страницы: 1 2 3


Основные формы завершения конфликта
Завершение конфликта — это окончание конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, котор ...

Темперамент и характер.
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз­ненная ситуация, раскрывающая специфические особен­ности поведения ...

Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции. Вопрос о коррекции мнестической деятельности рассматривается в различны ...