Организация и проведение исследования

В данной работе мы воспользовались методикой исследования фрустрации С. Розенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.

Тест Розенцвейга состоит из 24 рисунков. Испытуемому давалась следующая инструкция: « На каждом рисунке изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте, пожалуйста, что бы на месте отвечающего сказал человек вашего пола». После того как испытуемый закончил выполнение задания, даются аналогичные инструкции, только в этот раз отвечающий должен представить человека противоположного пола.

Испытуемыми в данном исследовании были 18 женщин, и 16 мужчин старше 18 лет (средний возраст женщин-22 года, мужчин 24).

После выполнения методики ответы испытуемых анализируются в двух аспектах: по типу реакции и по направленности реакции.

По направлению реакции ответы могут быть:

внешне-обвинительная реакция (Е), если он содержит обвинения, упреки, порицания, или агрессивность в направлении другого человека или объекта.

Самообвинительная реакция (I),если в ответах присутствует чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя.

Безобвинительная реакция (М), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.

Например на ситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привести следующие примеры направленности реакции:

Е-(внешне-обвинительная реакция) Это вы виноваты! Разве можно ездить с такой скоростью в такой дождь!

I-(самообвинительная реакция)Я сам виноват! Шел близко к дороге, не видел машину.

М-(безобвинительная реакция) Ничего страшного.

По типу реакции ответ может быть:

Препятственно-доминантным (OD), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов.

Самозащитным (ED), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека.

Разрешающего типа (NP), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и принимает форму требования помощи от каких-то других лиц, или форму принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает что время и нормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.

На ситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привести следующие примеры типа реакции:

OD-(препятственно-доминантным) Какой ужас!? Что теперь делать?

ED- (самозащитным) Смотри куда едешь!

NP-(разрешающего типа) отвезите тогда хоть домой, мне надо переодеться.

Затем результаты мы заносим в сводный протокол, из которого видно какие типы и направленности реакций реально присутствуют у пола, и какие типы и направленности приписывают ему противоположный пол, т.е. реальное гендерное поведение и стереотипы.


Доверие – недоверие к источнику информации
Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие ...

Приемы логического мышления
1. Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение э ...

Валидность как цель экспериментального контроля
В самом общем случае под валидностью эксперимента подразумевают все формы экспериментального контроля, обеспечивающие валидный, или достоверный, вывод. Однако контроль за выводами осуществляется и за пределами экспериментального контроля. Результаты валидного эксперимента могут служить основанием достоверного вывода, если в целом реализ ...