Техника завершения ответа - тактические тонкости
Поскольку окончание ответа в силу его значимости требует наибольшего внимания, мы советуем абитуриентам при подготовке к ответу записывать несколько финальных фраз или хотя бы одну заключительную. Важно также отделить завершение ответа от предыдущего текста, например с помощью следующих выражений: «Так можно прийти к выводу, что, »; «Таким образом .»; «Подводя итоги .» и т. п.
Многие считают, что существует некий «психологически удобный» момент, когда можно и нужно подтолкнуть экзаменатора к завершению работы с вами. Опыт показывает, однако, что почувствовать, уловить этот момент очень сложно, хотя и ждать его спонтанного наступления слишком долго тоже не стоит.
Существует ряд необходимых и достаточных условий «выхода» в решающую фазу завершения ответа и принятия экзаменатором решения о том, «сколько стоят» ваши знания.
Они просты, эти условия:
а) вы успешно справились с замечаниями и возражениями экзаменатора;
б) вы совсем-совсем ничего не можете более сказать по данному вопросу;
в) вы сумели установить контакт с экзаменатором и создать благоприятную эмоциональную атмосферу для завершения экзамена (то есть, например, вы настолько исчерпывающе ответили на очень сложный вопрос или принципиальное замечание, что удовлетворение экзаменатора вашим ответом стало очевидно).
Когда все вышеперечисленные условия выполнены, необязательно подталкивать экзаменатора к принятию решения, иногда можно обойтись без этого. Постарайтесь научиться внимательно наблюдать и анализировать поведение преподавателя на экзамене - это поможет вам быстро сориентироваться в ситуации и принять верное решение.
Среди признаков, свидетельствующих о том, что ваш экзамен близится к концу, можно выделить следующие. Ваш преподаватель:
а) пребывает в расслабленном состоянии, наклоняется вперед с выражением заинтересованности или, наоборот, слегка отклоняется назад;
б) проявляет знаки общей дружеской реакции;
в) слушает ваше выступление с выражением одобрения, иногда кивает головой;
г) снова просматривает ваш листок, ваши записи и графики;
д) изменяет степень своей вовлеченности в дискуссию, темп своих высказываний.
Все эти признаки показывают, что экзаменатор уже принял решение. Какое - он вам скоро скажет сам.
Иногда, даже если вы довольно долго высказывались по данному вопросу и неплохо его осветили, экзаменатор с незавиимо-бесстрастным лицом может холодно спросить: «Это все?»
Что в таких случаях делать?
Во-первых, не теряйтесь и не впадайте в панику.
Во-вторых, ни в коем случае не отвечайте: «Да, это все».
В-третьих, не молчите виновато.
Можно ответить «нет» - и начать ответ по второму кругу. Но лучше задать встречный вопрос экзаменатору, взяв инициативу в свои руки: «Вы считаете, что я недостаточно осветил вывод второй формулы?» и т.п. Экзаменатор втянется в дискуссию, во время которой вы уясните, чем он недоволен, и попытаетесь исправить упущенное.
Понятие возраста
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С С ...
Влияние атмосферных явлений на гениальных людей и помешанных
На основании целого ряда тщательных наблюдений ученые установили, что психическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебаний барометра и термометра. Изучение 23 602 случаев доказало, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно с повышением температуры весной и летом и даже идет параллельно с ним, но при этом весення ...
Выписка из журнала психологического запроса младших школьников
Содержание
запроса
Ф.И.О. запрашиваемо го
Дата запроса
рекомендации
Как
предупредить
тревожность
ребёнка?
Мама девочки 2 класса Меньшикова Л.М.
22.09.10
1. ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
отказаться от слов, которые униж ...

