Информация » Исследование влияния конфликта на социум на примере студенческой группы » Конфликты как феномен социума. Понятие и природа конфликта

Конфликты как феномен социума. Понятие и природа конфликта

Ещё давно, до рождения социологии существовали теории, которые рассматривали общество, в качестве организованного конфликта, или борьбы между индивидами и различными социальными группами. Конфликты были всегда, например, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Первые попытки осмысления социальных конфликтов были предприняты в античной Греции.

Конфликт есть процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.[1]

Конфликт - столкновение различных типов мышления, каждый из которых претендует на репрезентативность.

Конфликт - это та ситуация, в которой есть возможность углубленного исследования объекта, которая затем может перейти к исследованию собственных форм мышления и выяснения того, почему мнения о фактах и проблемах действительно расходятся.[2]

Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем, один из них или оба могут оказаться приемлемы (или неприемлемы).[3]

Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Вот некоторые виды конфликтов:[4]

внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек);

прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);

индивидуальные (внутриличностные или межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше).

Конфликт любого вида может проявляться прямо, или косвенно. Спор между вами и деловым партнером – пример прямого конфликта. Примером косвенного конфликта может явиться ваше несогласие с решением руководства класса – это решение касается всех учеников и не направлено непосредственно против вас, но задевает вас.[5]

Конфликты делятся на макро и микроуровнях. Также на конфликты потребностей, интересов, ценностей. Конфликты бывают религиозные, культурные, национальные, политические, правовые, экономические и международные. Также конфликты межличностные, профессиональные, групповые, классовые, внутриличностные, конфликты поколений и полов.[6]

Конфликты – это одна из сторон человеческой деятельности, которая наиболее ярко проявляет индивидуальность личности, многообразие ее потребностей, интересов, целей, установок, ценностей, идеалов.

Конфликты можно трактовать, как социальную аномалию, бедствие, которое необходимо преодолевать. Существует ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:[7]

удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества

эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами

совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.


Анализ трудов авторов психоаналитической теории детского развития. Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и З.Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые ...

Межполушарная асимметрия и эмоционально-личностная сфера
Изучение эмоций (или различных проявлений эмоционально-личностной сферы) в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга проводится уже давно. Накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарий мозга в обеспечении эмоциональных явлений. Экспериментальные данные получены и на здоровых испытуемых (с до ...

Определение психотерапии и содержание основных понятий
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подход ...