Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939

Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения.

В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией.

Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен "относительная депривация" Объект агрессии расширился до целой группы или этнической общности.

Схема агрессивного поведения:

Фрустрация (включая и относительную депривацию, т.е. разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями)

Возникновение чувства гнева

Открытая агрессия (но только в том случае, когда наличествует объект, в отношении которого и направлена агрессивная реакция).

Объектом агрессии может быть не обязательно отдельная личность, которая оказывает непосредственное фрустрирующее воздействие, но и тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам.

Следовательно, существует неизбежность переноса агрессии на всех "других", "похожих на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом в процессе социального поведения.

2. Теории групповых процессов (теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца). Именно в психоаналитическом направлении социальной психологии зародилась практика исследования Т-групп.

В. Шутц в своей теории постулирует три фундаментальные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение (любовь) и представляет функции лидера:

1. по отношению к внешней реальности:

· установление и поддержка контактов и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы разрушить целостность группы;

· установление и поддержка достаточного контроля над внешней реальностью;

· установление и поддержка достаточно тесных и близких отношений с внешней реальностью (члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности).

2. по отношению к межличностным потребностям:

· достаточная включенность (каждый должен ощущать себя частью группы)

· достаточный контроль;

· достаточное расположение (важно, чтобы люди относились друг другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях);

3. по отношению к групповой области:

· установление иерархии групповых целей и ценностей;

· обеспечение индивидуального подхода к членам группы;

· максимальное использование возможностей и способностей членов группы.

Итак, существенное в теориях психоаналитической ориентации:

· наличие агрессии характеризует поведение человека;

· агрессия проявляется в межличностных отношениях;

· аутгруппа является объектом вымещения разрешения агрессии.


Психологические особенности социальной депривации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме
В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эфф ...

Дифференцированный план на месяц
Подростковый возраст. Ученик 8 класса Малов Игорь № Цель Вид деятельности сроки 1 Выявить умственное и эмоционально-личностное развитие ребёнка. Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития. 1 раз в неделю 2 Развивать умственные способности детей, групповую с ...

Доверие – недоверие к источнику информации
Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие ...