Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939

Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения.

В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией.

Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен "относительная депривация" Объект агрессии расширился до целой группы или этнической общности.

Схема агрессивного поведения:

Фрустрация (включая и относительную депривацию, т.е. разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями)

Возникновение чувства гнева

Открытая агрессия (но только в том случае, когда наличествует объект, в отношении которого и направлена агрессивная реакция).

Объектом агрессии может быть не обязательно отдельная личность, которая оказывает непосредственное фрустрирующее воздействие, но и тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам.

Следовательно, существует неизбежность переноса агрессии на всех "других", "похожих на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом в процессе социального поведения.

2. Теории групповых процессов (теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца). Именно в психоаналитическом направлении социальной психологии зародилась практика исследования Т-групп.

В. Шутц в своей теории постулирует три фундаментальные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение (любовь) и представляет функции лидера:

1. по отношению к внешней реальности:

· установление и поддержка контактов и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы разрушить целостность группы;

· установление и поддержка достаточного контроля над внешней реальностью;

· установление и поддержка достаточно тесных и близких отношений с внешней реальностью (члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности).

2. по отношению к межличностным потребностям:

· достаточная включенность (каждый должен ощущать себя частью группы)

· достаточный контроль;

· достаточное расположение (важно, чтобы люди относились друг другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях);

3. по отношению к групповой области:

· установление иерархии групповых целей и ценностей;

· обеспечение индивидуального подхода к членам группы;

· максимальное использование возможностей и способностей членов группы.

Итак, существенное в теориях психоаналитической ориентации:

· наличие агрессии характеризует поведение человека;

· агрессия проявляется в межличностных отношениях;

· аутгруппа является объектом вымещения разрешения агрессии.


Специфика оценки валидности лабораторного эксперимента
Специальным случаем является обобщение, связанное с организацией в эксперименте «очищенных» условий для проверки так называемых точных гипотез. Обычно это функция лабораторного эксперимента: получить данные в условиях, отвечающих причинно-следственным зависимостям в специально сформулированной модели, чтобы эмпирически оценить объясните ...

Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнен ...

Интерактивная теория личности (Берроуз Ф. Скиннер)
С точки зрения Скиннера, поведение человека целиком зависит от возможности подкрепления из окружающей среды. Для того, чтобы объяснить поведение нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последействиями. ...