Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939

Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения.

В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией.

Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен "относительная депривация" Объект агрессии расширился до целой группы или этнической общности.

Схема агрессивного поведения:

Фрустрация (включая и относительную депривацию, т.е. разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями)

Возникновение чувства гнева

Открытая агрессия (но только в том случае, когда наличествует объект, в отношении которого и направлена агрессивная реакция).

Объектом агрессии может быть не обязательно отдельная личность, которая оказывает непосредственное фрустрирующее воздействие, но и тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам.

Следовательно, существует неизбежность переноса агрессии на всех "других", "похожих на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом в процессе социального поведения.

2. Теории групповых процессов (теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца). Именно в психоаналитическом направлении социальной психологии зародилась практика исследования Т-групп.

В. Шутц в своей теории постулирует три фундаментальные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение (любовь) и представляет функции лидера:

1. по отношению к внешней реальности:

· установление и поддержка контактов и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы разрушить целостность группы;

· установление и поддержка достаточного контроля над внешней реальностью;

· установление и поддержка достаточно тесных и близких отношений с внешней реальностью (члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности).

2. по отношению к межличностным потребностям:

· достаточная включенность (каждый должен ощущать себя частью группы)

· достаточный контроль;

· достаточное расположение (важно, чтобы люди относились друг другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях);

3. по отношению к групповой области:

· установление иерархии групповых целей и ценностей;

· обеспечение индивидуального подхода к членам группы;

· максимальное использование возможностей и способностей членов группы.

Итак, существенное в теориях психоаналитической ориентации:

· наличие агрессии характеризует поведение человека;

· агрессия проявляется в межличностных отношениях;

· аутгруппа является объектом вымещения разрешения агрессии.


Типология и качества мышления
В психологической науке различают такие логические формы мышления как: понятия, суждения, умозаключения.Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышлен ...

Познавательные процессы. Внимание
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном вним ...

Определения понятия «способности»
Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Способности можно определить ...