Я - концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формированияСтраница 2
Современное понимание Я - концепции в гуманистической психологии основывается преимущественно на работах К. Роджерса. Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я - концепцию заключается в следующем: личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого". Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я.
Выше была вкратце описана история развития исследований феномена Я - концепции и основные направления этих исследований. Очевидно, что во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем – и это легко объяснить из показанного выше – до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Ясность в эту ситуацию удалось внести одному из наиболее известных современных авторов в области Я - концепции Р. Бернсу. Схему Я - концепции, разработанную этим исследователем, мы приводим ниже в работе (см. Рис. 1.1. работы). Эта схема на сегодняшний день является практически общепринятой.
Р. Бернс определяет Я - концепцию как "совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой". [2,с.334] В этом определении несложно видеть, что Я - концепция включает в себя описательную и оценочную составляющие, а образ и оценка своего Я располагают индивида к определенному поведению; а это наводит на мысль о сходстве Я - концепции с установкой, структура которой, как известно, также включает когнитивную и эмоционально-оценочную составляющие.
Именно поэтому ряд исследователей, в том числе и Р. Бернс, рассматривают Я - концепцию как динамическую систему установок личности, направленных, в данном случае, на себя. [1,с.59]
Рисунок 1.1 Структура Я - концепции
Из приведенной схемы видно, что Я - концепцию Р. Бернс представляет в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я - концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания, и представляющая собой "поток сознания" (У. Джеймс), или чувство собственной преемственности и неповторимости.
Описательной составляющей глобальной Я - концепции является т.н. "Образ Я". "Образ Я" в свою очередь имеет три т.н. модальности:
1. Реальное Я.
2. Зеркальное Я.
3. Социальное Я. [1,с.81]
Реальным Я называют систему установок, связанных с представлениями индивида о том, каков он есть на самом деле в настоящем времени.
Зеркальное Я (иногда его называют также Социальным Я) – представления человека о том, каким его видят другие.
Идеальное Я – установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать. По сути это некоторая совокупность качеств, которые бы человек хотел иметь у себя, либо социальных ролей, которые он бы хотел исполнять.
Некоторые исследователи выделяют еще и такую структуру, как Конструктивное Я, которое отличается от Идеального тем, что оно более действенно: в Конструктивное Я трансформируются те элементы, которые личность понимает как достижимую реальность и ставит перед собой как достижимую цель. [1,с.187]
Из приведенной схемы очевидно, что каждая модальность также расчленяется в свою очередь на несколько самоустановок: физическую, социальную, умственную и эмоциональную.
Таким образом в общим чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я - концепции. Отметим, что нельзя забывать о том, что таковая структуризация возможна лишь в теории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны. Обратимся к описанию аффективной составляющей Я - концепции. Ее роль, в сущности, исполняет самооценка. Основана оценка индивидом самого себя, как утверждает В.В. Столин, на оценке достижения актуальных для индивида на том или ином этапе развития целей. Если, по представлению субъекта, его особенности и качества благоприятствуют достижению цели, то Я приобретает позитивную оценку, если же нет – негативную. Первичным инструментом формирования самооценки является идентификация себя с другими людьми, затем индивид становится способен оперировать и оценкой себя. Очевидно, что в самооценке присутствуют те же модальности, что и в образе Я. [8,с.95]
Подведем итог сказанному выше. Я - концепция представляет собой динамическую систему самоустановок. Эта система самоустановок сама имеет структуру установки и, соответственно, имеет когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Когнитивная и аффективная компоненты состоят из 3 модальностей: представление о себе реальном, представление о себе желательном, и представление о себе глазами других людей. Каждая из этих модальностей в свою очередь имеет 4 стороны: физическую, умственную, эмоциональную и социальную. Взаимодействие названных структур обусловливает поведение индивида, влияющее, в свою очередь, на актуальное их состояние. Функционирование всей этой структуры в целом обусловливает самоосознание индивида.
Специфика оценки
валидности лабораторного эксперимента
Специальным случаем является обобщение, связанное с организацией в эксперименте «очищенных» условий для проверки так называемых точных гипотез. Обычно это функция лабораторного эксперимента: получить данные в условиях, отвечающих причинно-следственным зависимостям в специально сформулированной модели, чтобы эмпирически оценить объясните ...
Концепции конвергенции и противоречия двух факторов
детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретенными умениями и навыками. В результате этих исследований появилась уверенность в том, что все в ...
Доверие – недоверие к источнику информации
Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие ...