Информация » Я-концепция личности - сущность, структура, принципы и механизмы » Я - концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формирования

Я - концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы формирования
Страница 2

Современное понимание Я - концепции в гуманистической психологии основывается преимущественно на работах К. Роджерса. Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я - концепцию заключается в следующем: личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого". Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я.

Выше была вкратце описана история развития исследований феномена Я - концепции и основные направления этих исследований. Очевидно, что во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем – и это легко объяснить из показанного выше – до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Ясность в эту ситуацию удалось внести одному из наиболее известных современных авторов в области Я - концепции Р. Бернсу. Схему Я - концепции, разработанную этим исследователем, мы приводим ниже в работе (см. Рис. 1.1. работы). Эта схема на сегодняшний день является практически общепринятой.

Р. Бернс определяет Я - концепцию как "совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой". [2,с.334] В этом определении несложно видеть, что Я - концепция включает в себя описательную и оценочную составляющие, а образ и оценка своего Я располагают индивида к определенному поведению; а это наводит на мысль о сходстве Я - концепции с установкой, структура которой, как известно, также включает когнитивную и эмоционально-оценочную составляющие.

Именно поэтому ряд исследователей, в том числе и Р. Бернс, рассматривают Я - концепцию как динамическую систему установок личности, направленных, в данном случае, на себя. [1,с.59]

Рисунок 1.1 Структура Я - концепции

Из приведенной схемы видно, что Я - концепцию Р. Бернс представляет в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я - концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания, и представляющая собой "поток сознания" (У. Джеймс), или чувство собственной преемственности и неповторимости.

Описательной составляющей глобальной Я - концепции является т.н. "Образ Я". "Образ Я" в свою очередь имеет три т.н. модальности:

1. Реальное Я.

2. Зеркальное Я.

3. Социальное Я. [1,с.81]

Реальным Я называют систему установок, связанных с представлениями индивида о том, каков он есть на самом деле в настоящем времени.

Зеркальное Я (иногда его называют также Социальным Я) – представления человека о том, каким его видят другие.

Идеальное Я – установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать. По сути это некоторая совокупность качеств, которые бы человек хотел иметь у себя, либо социальных ролей, которые он бы хотел исполнять.

Некоторые исследователи выделяют еще и такую структуру, как Конструктивное Я, которое отличается от Идеального тем, что оно более действенно: в Конструктивное Я трансформируются те элементы, которые личность понимает как достижимую реальность и ставит перед собой как достижимую цель. [1,с.187]

Из приведенной схемы очевидно, что каждая модальность также расчленяется в свою очередь на несколько самоустановок: физическую, социальную, умственную и эмоциональную.

Таким образом в общим чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я - концепции. Отметим, что нельзя забывать о том, что таковая структуризация возможна лишь в теории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны. Обратимся к описанию аффективной составляющей Я - концепции. Ее роль, в сущности, исполняет самооценка. Основана оценка индивидом самого себя, как утверждает В.В. Столин, на оценке достижения актуальных для индивида на том или ином этапе развития целей. Если, по представлению субъекта, его особенности и качества благоприятствуют достижению цели, то Я приобретает позитивную оценку, если же нет – негативную. Первичным инструментом формирования самооценки является идентификация себя с другими людьми, затем индивид становится способен оперировать и оценкой себя. Очевидно, что в самооценке присутствуют те же модальности, что и в образе Я. [8,с.95]

Подведем итог сказанному выше. Я - концепция представляет собой динамическую систему самоустановок. Эта система самоустановок сама имеет структуру установки и, соответственно, имеет когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Когнитивная и аффективная компоненты состоят из 3 модальностей: представление о себе реальном, представление о себе желательном, и представление о себе глазами других людей. Каждая из этих модальностей в свою очередь имеет 4 стороны: физическую, умственную, эмоциональную и социальную. Взаимодействие названных структур обусловливает поведение индивида, влияющее, в свою очередь, на актуальное их состояние. Функционирование всей этой структуры в целом обусловливает самоосознание индивида.

Страницы: 1 2 


Теоретические аспекты изучения проблемы психологического портрета врача. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Для общества совсем не безразлично, кто избирает себе профессию врача и как он выполняет моральные обязанности, налагаемые ...

Содержание и идея ТА
В раскрытии содержания ТА будут использованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы профессора РМАПО В.В. Макарова, Клода Штайнера, ученика Эрика Берна и работы Томаса Харрис. В работе профессора В.В. Макарова "Психотерапия каждого дня и всей жизни" разделены составляющие классического транзактного анал ...

Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но в ...