Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время актуальность совладающего поведения определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживаемости. Совладающее поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами – их мобилизации и оптимального использования.

Одним из факторов, способствующих преодолению экстремальных ситуаций, является копинг-стратегия, или совладающее поведение, то есть поведение, направленное на преодоление жизненных трудностей. Копинг-стратегии рассматриваются в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах и делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные.

В психологическом понимании стратегия – это общий план, процедура ведения психологических исследований, терапии и пр.; искусство их проведения.

Экстремальная ситуация, побуждая человека к самотрансценденции, к выходу за границы своего Я, должна оказывать определенное влияние на всю систему отношений личности к себе и к миру; в ней имеет место и значение не только обусловенность поведения ситуационными факторами, но и момент самодетерминации. Тем не менее, в исследованиях экстремальных ситуаций последних десятилетий это влияние рассматривается фрагментарно: подчеркивается исключительно деструктивная и виктимная сторона этой проблемы, и при этом игнорируются возможности личностного роста и духовной трансформации человека. Экстремальная ситуация может оказывать не только разрушительные воздействия на развивающуюся личность, но и способствовать повышению осмысленности жизни и социальной зрелости.

Таким образом, в экстремальной ситуации применяется относительно продуктивная стратегия совладания с которая предполагает выявление проблемы возникновения и анализ возможных действий. Успешность совладания с экстремальными ситуациями зависит от предвидения проблемы, знания психических состояний, в которых находится человек, рефлексии уже наступившей проблемы, чтобы предотвратить ее появление в будущем.

Обобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, сформулируем некоторые основные выводы.

1. В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Копинг-стратегии — это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов.

2. В различных феноменах и характеристиках эмоционального отражения (актуальные эмоции, их содержание, знак, модальность, интенсивность, устойчивый эмоциональный тон, уровень развития моральных чувств, эмоциональная направленность и др.) заключено отношение субъекта ко всей окружающей действительности, отражаемой сквозь призму актуальных потребностей и личностных ценностей. Именно поэтому эмоции являются обязательным, значимым и многообразно проявляющимся фактором внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека.

3. Существует ряд причин объективного и субъективного характера, способствующих или препятствующих жизнедеятельности человека в условиях существования в экстремальной ситуации, которые носят название факторов выживания. Это факторы, характеризующие состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма. К этой группе относятся: психологическая подготовленность, воля к жизни, морально-волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой зависит преобладание положительных или отрицательных эмоций, а также обученность действиям в условиях экстремальных ситуаций.

4. Выбранный комплекс методик и приемов экспериментального исследования позволил проследить существующую взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и совладающим поведением что подтвердило гипотезу исследования.


Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Сначала сравниваем предметы. Где кружков больше? (В нижнем ряду.) Где кружков меньше? (В верхнем ряду.) В каком ряду не хватает кружка? Как уравнять, ч ...

Методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма учащихся младшего школьного возраста (Г.Ю. Айзенк)
Автор двухфакторной модели личности Г.Ю. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсии -интроверсию и нейротизм Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности: Нейротизм - х ...

Внутриличностный конфликт. Понятие внутриличностного конфликта
Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.[ [1] ] 1. Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и ...