Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с умственной отсталостью

Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с умственной отсталостью
Страница 1

Восприятие человека является начальным этапом общения. Почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях. А. М. Щетинина отмечает, что основным информативным внешним признаком в опознании детьми эмоциональных состояний человека является выражение лица [39]. А. В. Лабунская выделяет шесть основных эмоциональных состояний: радость, удивление, презрение, печаль, страх, гнев [19].

Для изучения особенностей восприятия других людей, в аспекте восприятия эмоциональных состояний по выражению лица, мы использовали две методики: «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова) и «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан, З. Василяускайте).

Анализ результатов проходил в три этапа: на первом оценивался уровень восприятия эмоциональных состояний испытуемыми, особенности восприятия мимики по фотографии; на втором – производился анализ рисунка человека, в частности его лица, наличие на рисунке частей лица, несущих информацию о состоянии человека: глаз и бровей, области вокруг рта (губы, нос); на третьем выявлялись особенности восприятия эмоциональных состояний детьми с умственной отсталостью.

Методика «Эмоциональная идентификация» для выявления особенностей идентификации детьми эмоций различных модальностей: радость, гнев, страх, печаль, обида, стыд, удивление, отвращение, зависть, презрение, спокойствие. Проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Включала в себя два задания: обозначение эмоции ребенка на фотографии и соотнесение эмоциональных модальностей, изображенных на картинке-схеме и фотографии.

Проведение данной методики показало, что при разном уровне вербализации эмоциональных явлений (словарь эмоций) большинство испытуемых правильно опознали эмоциональные состояния: радость, обида, печаль, гнев, спокойствие. Половина испытуемых правильно опознали эмоциональное состояние «страх».

Выявлено также, что, согласно классификации типов восприятия эмоционального состояния по А. М. Щетининой, испытуемые воспринимают эмоции только на трех уровнях (типах). Довербальном, когда эмоция не обозначается словами, а через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации. Диффузно-аморфном, когда дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко. Диффузно-локальном – воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети выделяют отдельные элементы экспрессии [39].

Все это соответствует норме для детей четырех – пяти лет [39,с.61]. Также при восприятии эмоций ребенка на фотографии испытуемые обращали внимание на несущественные детали: одежду, банты. Что может говорить о низкой способности к выделению деталей внешнего облика человека, которые несут информацию о его состоянии. Наглядно результаты показаны в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3 Типы восприятия эмоциональных состояний различной модальности умственно отсталыми младшими школьников (методика «Эмоциональная идентификация»)

О правильности опознания эмоционального состояния мы судили по особенностям его вербального определения ребенком. Так, многие испытуемые затруднялись в обозначении состояния человека словом, в таком случае они описывали чувства изображенного на фотографии человека или ситуацию, в которую он попал. Использовали понятие «радость» два человека из десяти, также двое обозначили модальности «страх» и «обида» глаголами: «боится», «обидели», «обиделась». Еще двое обозначили состояние «обида» прилагательным: «обиженная».

В ходе анализа результатов вербального опознания эмоционального состояния был выявлен малый запас слов для описания эмоциональных ситуаций, состояний человека. Это может быть связано с особенностями речи умственно отсталых детей: ограниченностью, бедностью лексикона, преобладанием пассивного словаря над активным. А также с речевым окружением ребенка: неупотребление слов, обозначающих эмоции, экспрессивные признаки, в семье, в компании сверстников, в школе, а если слова произносятся, то это не акцентируется, и ребенком они не замечаются.

Также выявлено, что тип восприятия экспрессии зависит и от ее модальности (рис. 3): опознание страха, отвращения и спокойствия осуществляется преимущественно по довербальному типу; печаль, гнев и обиду по диффузно-аморфному типу, а радость опознавали по диффузно-аморфному и диффузно-локальному типам. Можно предположить, что испытуемые легче воспринимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, так неопознанными остались стыд-вина, презрение, что подтверждается личностными особенностями этой категории детей: низкой критичностью к своим действиям и своей персоне, неоправданно высокими представлениями о своих возможностях, желанием быть лучшими во всем.

Страницы: 1 2


Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...

Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темперамента
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являю ...

Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
Рукость – это наблюдаемое в поведении человека преимущество правой или левой руки в силе, ловкости, скорости реакций, в том числе при письме. Большая часть людей европейской популяции относит себя к праворуким и легко замечает тех, кто отличается от них во владении руками. Предпочтение той или иной руки имеет множество названий: правору ...