Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Социальные нормы, роли и гендерные конфликты

Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
Страница 2

С.И. Клецкина [35, С. 209] подчёркивает, что успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:

1. знание роли и представления о правилах и обязанностях, связанных с этой ролью

2. значимость выполняемой роли

3. умение выполнять данную роль

4. умение рефлкесировать своё ролевое поведение.

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе.

На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс [29, С. 76], отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте – это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе.

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональных сферах. Ю.Е. Алёшина и И.Ю. Борисов [2, С. 44–53] рассматривали полоролевую дифференциацию как комплексный показатель, учитывающий не только реальное распределение ролей в семье, но и отношение к нему супругов. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов.

Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.

Гендерный стереотип закрепления ролей за определённым полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интравидном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения.

Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы.

Нормативное и информационное давление заставляет нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания.

Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причём некоторые личности чрезвычайно поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям.

В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.

Итак, появление гендерного конфликта

имеет место при наличии не только осознания противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект

), но когда, это осознание вызывает у участников конфликта негативные переживания (эмотивный аспект

) и побуждает к активным действиям (конативный аспект

).

Страницы: 1 2 


Анализ и интерпретация результатов
При обработке результатов исследования, выполнении первой части задания: «Ответьте так, как бы ответил представитель вашего пола» мы получили результаты, которые были внесены в данную таблицу. Средние значения реальных типов и направленностей реакций в фрустрирующих ситуациях у мужчин и женщин (в процентах случаев). Испытуемые Т ...

Когда идти отвечать
Итак, вы пришли на экзамен. Когда зайти в аудиторию – решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить “отлично”, задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать – при существенных пробелах в ...

Современные технологии формирования политического имиджа
Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины, получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управления имиджем как технологии формирования общественного мнения по отдельным вопросам деятельности учр ...