Социальные нормы, роли и гендерные конфликтыСтраница 2
С.И. Клецкина [35, С. 209] подчёркивает, что успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:
1. знание роли и представления о правилах и обязанностях, связанных с этой ролью
2. значимость выполняемой роли
3. умение выполнять данную роль
4. умение рефлкесировать своё ролевое поведение.
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе.
На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс [29, С. 76], отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте – это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе.
На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональных сферах. Ю.Е. Алёшина и И.Ю. Борисов [2, С. 44–53] рассматривали полоролевую дифференциацию как комплексный показатель, учитывающий не только реальное распределение ролей в семье, но и отношение к нему супругов. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов.
Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.
Гендерный стереотип закрепления ролей за определённым полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интравидном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения.
Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы.
Нормативное и информационное давление заставляет нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания.
Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причём некоторые личности чрезвычайно поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям.
В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.
Итак, появление гендерного конфликта
имеет место при наличии не только осознания противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект
), но когда, это осознание вызывает у участников конфликта негативные переживания (эмотивный аспект
) и побуждает к активным действиям (конативный аспект
).
Психотехнологии воспитания социально и профессионально
значимых качеств
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и само ...
Роль мотива в преступном поведении
Первый, подготовительный этап преступного действия обычно состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. В этом смысле мотив является двигателем преступного поведения и стимулирует волевую активность лица.
На этапе мотивации (психологической подготовки) преступного действия нередко возникает ...
Развитие в норме и дизонтогенезе
Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, и ...