Информация » Психология личности » Компоненты теории личности

Компоненты теории личности
Страница 1

Любая теория личности состоит из большого количества своеобразных «микротеорий», объясняющих различные стороны поведения человека. При этом большинство теорий личности можно описать в рамках шести основных характеристик:

1) Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, описывающие относительно неизменные характеристики, которые индивид демонстрирует в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль «кирпичей» человеческой психики. Эти кирпичики – то же самое, что атомы в физике или клетки в биологии.

Для объяснения природы человеческой психики персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция «черт личности». Черта рассматривается как устойчивое свойство или склонность человека вести себя определенным образом в типичных ситуациях. Примеры черт личности - общительность, тревожность, честность, импульсивность.

В системе черт личность описывали Гордон Олпорт, Реймонд Кеттелл и Ганс Айзенк. Они считали, что структуру личности лучше всего описывать в терминах базовых качеств, определяющих поведение.

На другом уровне анализа личность может быть описана при помощи концепции «типа личности». Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Концепция типов личности обобщает и расширяет понятие черт. Люди наделены многими чертами, выраженными в различной степени, поэтому их можно приписать к определенному типу. Например Карл Густав Юнг считал, что люди делятся на две категории: экстраверты и интроверты.

Некоторые теоретики считают, что психика множество составных частей. Так Зигмунд Фрейд делит психику на три уровня – ид, эго, суперэго. Более простой является концепция Джорджа Келли, который представлял личность в виде системы конструктов.

Таким образом, любая теории личности должна отвечать на вопрос – что представляют собой наиболее стабильные, неизменные аспекты поведения человека.

2) Мотивация. Любая теория личности должна объяснять, почему человек поступает определенным образом, т.е. процессуальные аспекты функционирования индивида.

Существует несколько теорий мотивации. Так называемая редукционистская теория мотивации предложенная Фрейдом, предполагает, что поведение человека обусловлено желанием снизить напряжение, вызванное биогенными (инстинктоидными) потребностями человека. Этот механизм, по Фрейду объясняет все формы поведения – от сексуального до творческого.

В противоположность редукционистской теории многие исследователи утверждают, что человеком движет желание овладевать окружающей средой и использовать ее с целью наслаждения. Сторонники этого взгляда считают, что по мере взросления индивида его поведения все чаще направлено на приобретение навыков и умений, он эффективнее взаимодействует с окружением и его действие все реже направлены на уменьшение напряжение.

Маслоу полагал, что в какие-то моменты индивидом движет дефицит потребности и он стремиться снизить напряжение. В другое время человеком движут возрастающие потребности и он стремиться усилить напряжение, используя его саморазвития.

3. Развитие личности. Поскольку личность рассматривается как набор стабильных, длительно существующих характеристик, то важно знать, как эти характеристики зарождаются и развиваются. Концепции развития обращают внимание на то, мотивации поведения меняются от младенчества к зрелости, а затем в старости.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Поэтому многие теоретики разделяют всю жизнь индивида на несколько стадий. Согласно Фрейду, например, формирование личности – это последовательность психосексуальных стадий. Эриксон представлял развитие личности в виде восьми стадий развития эго. Другие ученые считают, что важнейшую роль в развитии человека играют взаимоотношения между родителями и ребенком. Такого мнения придерживается Карл Роджерс, он считал, что в ракурсе познания эмоциональных отношений с родителями формируется так называемая Я – концепция, влияющая на его поведение в течение всей жизни.

Личностное развитие обусловлено множеством внешних и внутренних факторов. Внешние называются детерминантами окружения, и к ним относится: принадлежность индивида к определенной культуре, социально-экономическому классу и семейной среде. Внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Эти факторы являются определенной базой для личностного роста. В дальнейшем на человека влияют многие факторы – физические, социальные, интеллектуальные, эмоциональные, моральные и т.д.

Страницы: 1 2 3


Оценка
Какую оценку поставит экзаменатор? Трудно ответить на этот вопрос. Оценка зависит не только от того, ч т о вы сказали на экзамене, но и от того, к а к вы это сказали. Для полноты впечатления от вашего ответа экзаменатор вполне может вас спросить: «Ну, так что будем ставить - 3 или 4?» Если вы спокойно ответите «3», он поймет, что на эт ...

Определение представления и его основные характеристики
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однак ...

Психоанализ
З. Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве источника энергии и силы характера. Ортодоксальный психоанализ оказал значительное влияние на развитие социально-психологических идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиб ...