Структура личностиСтраница 1
В теории Юнга синоним термина личность – душа. Душа, по Юнгу, это взаимодействие трех отдельных структур: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго – центр души. Сюда входят мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем себя, и позволяет оценивать результаты деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь забыты или подавлены. Концепция бессознательного Юнга сильно похожа на фрейдовскую, но Юнг делает упор на том, что бессознательное содержит в себе комплексы. Комплексы по Юнгу - скопление эмоционально окрашенных мыслей, чувств и воспоминаний, взятых индивидом из своего личного опыта или родовой памяти.
Юнг считал, что комплексы, окружающие обычные темы, могут оказывать очень сильное влияние на поведение человека. Например, человек с комплексом власти может расходовать большее количество психической энергии на все, что связано с властью и властной символикой. Фактически, в отличие от Адлера Юнг рассматривал не только комплекс неполноценности и превосходства, но и комплекс силы, денег, секса и любой другой области деятельности. По Юнгу комплекс формируется однажды и оказывает влияние на всю жизнь человека. Комплекс находится в бессознательном, уникален для каждого человека и оказывает влияние на человека, прорываясь в сознании.
Коллективное бессознательное. Совершенно новый компонент теории Юнга, не имеющий аналогов у Фрейда. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всего человечества и даже наших догуманоидных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
В теории Юнга коллективное бессознательное состоит из мощнейших психических образов, которые Юнг назвал архетипами
. По-гречески это означает – первичная модель. Архетип – это врожденная идея или воспоминания, которые заставляют человека вести себя определенным образом.
Фактически архетипы – это не образы, а модели восприятия, заставляющие людей воспринимать мир относительно одинаково. Архетип имеет три компонента – эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Очевидно, что люди реагируют сходным образом на сходные события – конфликт с родителями, супругами, встречу со страшным животным или смертью человека.
Юнг считал, что архетипические идеи отражаются в сновидениях и выражаются в культуре в виде символов живописи, литературы и религии. Например, для большинства культур характерны символы мандалы – отображения душевной целостности и внутреннего единства. Количество архетипов у каждого человека бесконечно, но наиболее важными и общими являются: мать, ребенок, герой, мудрец, солнце, плут, Бог и смерть, персона, анима, анимус, тень и самость.
Персона – это социальное лицо человека, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими людьми. Персона – это инструмент социализации личности, но если этот архетип принимает слишком большое значение, то человек становится поверхностным и отчужденным от эмоций.
Тень – противоположность персоны – подавленная, темная сторона личности. В тени берут начало сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. По Юнгу тень – источник жизненной силы, творческого начала и спонтанности. Функция Эго в том, чтобы направлять энергию Тени в позитивное сознательное русло.
Обучение способам обследования предметов
После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда этот цвет содержит элементы разных цвет ...
Валидность эксперимента
и валидность выводов
В целом о валидности эксперимента говорят, подразумевая все формы экспериментального контроля, направленного на обеспечение всех видов валидности. Результаты валидного эксперимента могут служить основанием достоверного вывода, если в целом реализована логически обоснованная система умозаключений, включающая взаимопереходы между разными ...
Сущность психологического воздействия
Психологическое воздействие
— социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик, личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, а стереотип ...