Взгляд Скиннера на психологию
Большинство психологов работают в двух направлениях:
1) Обязательное изучение устойчивых различий между людьми.
2) Опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческих отношений.
Скиннер считал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно бихевиоризм, недостаточно развита, чтобы стать основой для крупномасштабной теории.
Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны, и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (бессознательных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, по его мнению, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать.
При этом Скиннер возражает не против интрапсихических явлений, как таковых, а скорее против их использования. Они очень окутаны терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуществлять эмпирическую проверку. Таким образом, любая умозрительная теория должна быть переведена в термины, которые можно применять в экспериментальных действиях.
В отличие от большинства психологов Скиннер не подчеркивал важность нейрофизических или генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Скиннер считал, что их влияние не возможно определить экспериментальным путем. Таким образом, Скиннер не отрицал валидность биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не поддаются измерению через контролируемое воздействие. Более того, он настаивал на том, что даже если ученые, изучающие мозг в конце концов откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ дает самое ясное объяснение действию этих переменных.
Изучение личности, по Скиннеру, включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. Индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведения – окружения.
Возрастной аспект социальной перцепции
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно действует на развитие социально-перцептивных способностей человека [7 ...
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
В социальной сфере тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты.
К социальным факторам относятся: отношения с товарищами, успешность деятельности человека, положение в обществе, самооценка ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социометрическая карточка
Ф.И. _
Школа _ Класс
Дата исследования _
Критерии
Выборы
1. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?
2. Кого бы ты не пригласил к себе на день рождения?
3. С кем бы участвовал в школьном мероприятии?
4. Кого бы ты не взял для участия в меро ...

