Информация » Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте » Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса

Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
Страница 1

Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе К. Томас делает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях - изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое бесконфликтное состояние, где люди взаимодействуют в полной гармонии.

В последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно вызвано, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: во-первых, осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, а во-вторых, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Поэтому акценты должны быть смещены с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения применяется двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление, означающее, напротив, принесение в жертву собственных интересов.

Компромисс.

Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает либо проигрывают оба, так как идут на уступки. И только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше.

В опроснике каждый из пяти перечисленных вариантов описывается двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест можно использовать при групповых обследованиях и индивидуально.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у испытуемого тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Страницы: 1 2


Фигура и фон
Если анализировать процессы восприятия исходя из принципов гештальт-психологии, можно прийти к выводу, что люди не просто воспринимают информацию, а организуют ее определенным образом. Наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, а менее значимые отходят на задний план. Перлз предположил, что процессы в ходе кот ...

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе. Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок, сколько различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам (с педагогическим коллективом, семьей, родительским комитетом и т.д.). Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем вну ...

Дифференцированный план на месяц
Подростковый возраст. Ученик 8 класса Малов Игорь № Цель Вид деятельности сроки 1 Выявить умственное и эмоционально-личностное развитие ребёнка. Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития. 1 раз в неделю 2 Развивать умственные способности детей, групповую с ...