Информация » Психология личности » Научение через моделирование

Научение через моделирование

Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков.

С точки зрения Бандуры люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация, хранящаяся в памяти, служит ориентиром в их действиях. Он считал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут научиться чему-то на примере. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

Процессы внимания. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты модели и правильно поймет их. Другими словами, недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание. Следовательно, процессы внимания влияют на то, что выборочно постигается в модели, с которой человек общается, и на то, что приобретается в результате наблюдения. Например, присутствие студента в классе не гарантирует, что он усваивает учебный материал.

Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, наиболее важными являются ассоциативные модели

. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, являются теми типами поведения, которые человек может изучить наиболее полно. Таким образом, внутри любой социальной группы есть лица, привлекающие больше внимания благодаря своему статусу, власти и т.п.

Процессы сохранения. Запоминание людей касается сохранения в памяти того, что наблюдалось когда-то. Т.е. наблюдение за моделью не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Бандура считал, что в психике действует две основные репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие.

а) образное кодирование. В результате наблюдения моделей поведения в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мыслимые образы формируются так, что любая ссылка на события, произошедшие ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Решающую роль в изучении через наблюдение играют визуальные образы.

б) вербальное кодирование. Наблюдая модель, человек может повторять про себя то, что она делает. Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения деятельности, и когда он захочет воспроизвести этот навык вербальный код дает соответствующий сигнал.


Принципиальные различия между убеждением и внушением
Внушение представляет собой разновидность психологического влияния - процесса и результата изменения манипулятором поведения другого человека, его установок, намерений в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Снижение сознательности и критичности при восприя ...

Закон контраста
Среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором вашего ответа, немалое место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. На фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше, и наоборот. Отсюда вытекает простое правило: если предыдущий абитуриент отвечал откровенно плохо и получил тройку или, тем более, двойку, то в ...

Анализ результатов исследования свойств темперамента
Таблица 3.1. Характеристика психологического типа учащихся школы № 14 г.Новый Уренгой (4-А и 4-Б классы) Психологический тип количество учащихся Удельный вес, % Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении 10 25 Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) 5 12,5 Эмоционально устой ...