Научение через моделирование
Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков.
С точки зрения Бандуры люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация, хранящаяся в памяти, служит ориентиром в их действиях. Он считал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут научиться чему-то на примере. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.
Процессы внимания. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты модели и правильно поймет их. Другими словами, недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание. Следовательно, процессы внимания влияют на то, что выборочно постигается в модели, с которой человек общается, и на то, что приобретается в результате наблюдения. Например, присутствие студента в классе не гарантирует, что он усваивает учебный материал.
Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, наиболее важными являются ассоциативные модели
. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, являются теми типами поведения, которые человек может изучить наиболее полно. Таким образом, внутри любой социальной группы есть лица, привлекающие больше внимания благодаря своему статусу, власти и т.п.
Процессы сохранения. Запоминание людей касается сохранения в памяти того, что наблюдалось когда-то. Т.е. наблюдение за моделью не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Бандура считал, что в психике действует две основные репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие.
а) образное кодирование. В результате наблюдения моделей поведения в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мыслимые образы формируются так, что любая ссылка на события, произошедшие ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Решающую роль в изучении через наблюдение играют визуальные образы.
б) вербальное кодирование. Наблюдая модель, человек может повторять про себя то, что она делает. Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения деятельности, и когда он захочет воспроизвести этот навык вербальный код дает соответствующий сигнал.
Понятие самооценки.
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [54] Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в систем ...
Общая характеристика конфликта
Конфликт
— это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильно ...
Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.
По Хорни, в детстве у чело ...

