Информация » Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников » Теоретические аспекты мануальной асимметрии и её взаимосвязь с эмоционально-личностной и когнитивной сферой у младших школьников. Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга

Теоретические аспекты мануальной асимметрии и её взаимосвязь с эмоционально-личностной и когнитивной сферой у младших школьников. Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
Страница 1

Под психофизиологической асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее физиологических процессов, связанных с активностью левого или правого полушария. О необходимости разграничения мозговой и психической асимметрии неоднократно писали Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина. (Доброхотова Т.А, Брагина Н.Н. О языке описания функциональной асимметрии//Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М., НИИ мозга РАМН. 2003. – С. 110-117.)

Правая и левая половины мозга связаны через мозолистое тело, переднюю и заднюю комиссуры, комиссуру уздечки, четверохолмия и гиппокампа. Комиссуры – пучки волокон, идущие из одного полушария в другое и связывающие между собой симметричные участки мозга. Наиболее мощный из них называется мозолистым телом (corpus callosum). Оно созревает постепенно к 5-10 годам, что сопровождается гибелью нейронов, которые не смогли образовать связи с нейронами, имеющими аналогичную функцию на противоположной стороне мозга. Именно особенностью формирования и активности этого органа можно объяснить возникновение мануальной асимметрии индивида.

Производя обмен информацией между полушариями, комиссуры синхронизируют их работу, а также создают условия, при которых отсутствует конкуренция или повторение одних и тех же действий каждым из них. Мозолистое тело обеспечивает представление всех сенсорных входов в каждом полушарии. Внутри комиссур отмечается высокая специализация функций, определяемая особенностями тех областей, которые соединяются волокнами.

В настоящее время описаны такие виды взаимодействия полушарий, как сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями), компарация (сравнение информации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию), суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, возбуждение и торможение. В норме, возможно, передача зрительной информации из правого полушария в левое полушарие происходит хуже, чем в обратном направлении.

Н. Кук предложил механизм тормозных внутри- и межполушарных взаимодействий. Например, активация речевых зон левого полушария ведет к ипсилатеральному торможению нейронов, расположенных непосредственно рядом с очагом возбуждения, и к торможению симметричных отделов правого полушария через мозолистое тело. При этом в правом полушарии активируются области, расположенные вблизи очага торможения. Возможно, именно эти нейроны включаются в анализ контекста ситуации. Это было доказано в экспериментах, в которых оценивалась идентификация тахистоскопически предъявляемых слов с маскировкой. Выяснилось, что полушарие, доминирующее в задании, оказывало тормозное влияние на другое полушарие, усиливая межполушарные различия, подавляя исключительно идентичные процессы в соседнем полушарии.

Наиболее вероятно, что полушария эквипотенциальны относительно простых функций, и специализированы относительно сложных. Одно из радикальных отличий связано со способами обработки информации. Неоднократно подтверждено, что левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, правое – одновременно и целостно (холистически).

Именно последовательностью обработки объясняется участие левого полушария в речи, представляющей собой последовательность предложений, включающих последовательность слов, каждое из которых состоит из последовательности фонем или букв. Левое полушарие не только отвечает за последовательности вербальных и символических стимулов, но не в меньшей мере связано с серийной организацией движений, с последовательным сенсорным восприятием. Можно сказать, что левое полушарие организует восприятие мира в пространственных и временных рядах.

Определены структуры, участвующие, как в семантическом, так и в синтаксическом анализе воспринимаемой речи, заглавных и прописных букв.

Страницы: 1 2 3


Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Методики изучения
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе использовался метод тестирования, как основной, и метод эксперимента (брались дети разных возрастных групп) ...

Порядок рождения.
В системе взглядов Адлера важнейшим фактором, влияющим на стиль жизни, является порядок рождения. Первенец. Положение старшего ребенка идеально до тех пор, пока он единственный ребенок в семье. Родители целиком посвящают себя ребенку, он находится в безмятежности. Рай заканчивается, когда в семье появляется второй ребенок. «У короля от ...

Психологические особенности социальной депривации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме
В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эфф ...