Введение

Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.

Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.

Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Большинство российских семей уже почувствовали на себе влияние кризиса. Более половины россиян и членов их семей ощутили на себе влияние кризиса (58%). Семья - главная опора в условиях экономических трудностей: 56 % наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку родственников. Более трети респондентов (35 процентов) сообщают, что рассчитывают на собственные силы. 18 % ищут поддержку у друзей, только 5 % - у государства, по 2 % - у коллег по работе или знакомых, соседей.

В связи с вышеизложенной проблема исследования является актуальной.

Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.

Объект исследования: процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.

Предмет исследования: стили родительских отношений, влияющие на формирование личности и поведения подростков.

Гипотеза исследования: процесс личностного формирования в условиях мегаполиса будет успешным, если в работе с подростками будут использованы:

1) социально - психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост;

2) арттерапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности;

3) если работа будет проводиться системно, комплексно;

4) если будут учтены индивидуально-психологические особенности подростков.

Задачи исследования:

1) теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;

2) выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса;

3) разработать и апробировать профилактическую и коррекционную программу;

4) интерпретировать полученные данные и сформулировать выводы.

Методы исследования:

1) метод анализа научно-методической литературы;

2) эмпирические методы (Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера));

3) методы количественного и качественного анализа;

4) интерпретированные методы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована необходимость исследования особенностей влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами профилактическая программа будет способствовать сохранению и развитию психического здоровья, позволит сделать управляемым процесс формирования здоровой в психологическом отношении личности.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.


Понятие о характере.
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере ( от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах по ...

Критерии оценки теории личности
Любой человек способен выдвинуть свою собственную теорию личности, но для того, чтобы она была признана справедливой и получила признание, она должна отвечать ряду приведенных ниже требований. 1. Верифицируемость. Теория оценивается с точки зрения проверки ее независимыми исследователями. Это означает, что теория должна содержать конце ...

Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939
Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения. В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией. Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен &quo ...