Операторская готовность
Известно, что в профессиональной деятельности оперативного персонала могут возникать напряжённые ситуации – обстоятельства, порождающие значительные трудности и требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий, выполнения максимального объёма работы за определённый (чаще всего – минимальный) промежуток времени.
В таких случаях подвергаются испытанию предельная пропускная способность оператора, способность критически мыслить и принимать логически обоснованные решения с целью стабилизации параметров работы технологических систем. Динамичность напряжённых ситуаций, нередко крайне жёсткие требования к своевременности и адекватности исполняемых действий обуславливают необходимость заблаговременной психологической подготовки операторов к выполнению внезапно возникающих усложнённых задач профессиональной деятельности. Эффективность действий оператора в напряжённой ситуации в значительной степени определяется уровнем сформированной готовности к развивающимся событиям, умением управлять своим эмоциональным состоянием. Неподготовленность оператора к управлению собой, возникающие из-за этого ошибки и упущения могут содержать в себе предпосылки будущих срывов и отказов в профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие успешной операторской деятельности. Другими словами, готовность как особое психическое состояние определяет границы воздействия основного раздражителя – аварийной ситуации. Готовность сформирована – оператор адекватно воспринимает и осмысливает появившиеся осложнения и выполняет необходимые действия, готовность не сформирована – оператор не в состоянии адекватно отреагировать на ситуацию, и выполняет импульсивные, преждевременные либо замедленные действия. Таким образом, для того чтобы поддерживать операторскую готовность на должном уровне, необходимо:
• уметь формировать и поддерживать целесообразную операторскую активность;
• уметь управлять трудными состояниями, возникающими в операторской деятельности. Психологическая подготовка персонала, направленная на формирование и поддержание операторской готовности, включает в себя занятия по следующим темам:
• трудные состояния, встречающиеся в операторской деятельности, их симптомы, причины возникновения;
• методы обеспечения операторской готовности (методы саморегуляции), их механизмы, особенности и области применения;
• овладение методами психологической саморегуляции. Основная задача занятий по саморегуляции состоит в освоении двух методических приёмов:
• релаксация, предназначенная для снятия нервно-психического напряжения;
• активация, направленная на снятие утомления и оптимизацию текущего функционального состояния.
Дефицитарная мотивация и
мотивация роста.
В дополнение теории иерархии потребностей Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
1. D
-
motives
– дефицитарные мотивы
, нацелены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные и вызывающие напряжение. Обычно Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения и чем-то даже замещают черты ли ...
Конспект индивидуальной консультации для родителей
Родительница ребенка Исуповой Риты ученицы 2 класса школы – интерната обеспокоена, тем, что ребенок очень тревожен, неуверен, частая смена настроения.
Проблема: высокая тревожность.
Рекомендации маме ребенка:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще исп ...
Внутриличностный конфликт. Понятие внутриличностного
конфликта
Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.[
[1]
]
1.
Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и ...

