Введение

Изучение видов мышления представляет собой большой теоретический и практический интерес. Развитие мышления является одним из основных путей к углублённому познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение видов мышления ребёнка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребёнок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении, пока, не в полной мере.

Актуальность темы заключается в том, что виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере. Распространённым примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях не достаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Цель работы: изучить особенности видов мышления младших школьников и провести работу по их исследованию.

Объект исследования: учащиеся младших классов.

Предмет исследования: виды мышления младших школьников.

Задачи работы:

1. Изучение и анализ научной литературы по видам мышления у младших школьников.

2. Подбор методов исследования, направленные на изучение особенностей видов мышления младших школьников.

3. Анализ полученных результатов.

4. Обоснование полученных выводов.

5. Дать рекомендации учителям и родителям по развитию видов мышления у младших школьников.

Для проведения психологического исследования была взята методика "Матрица Равена", взятая из книги Р.С. Немова "Психология" 3 кн. Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника.

Гипотеза: я предполагаю, что большинство детей начальных классов, имеет средний уровень развития наглядно-образного мышления.


Анализ результатов исследования.
1. Результаты исследования по тесту К.Томаса по определению стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях у девушек из 11ых классов представлены в таблице №1. Определение стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях по тесту К.Томаса. Табл. №1. № Ф.И. Сотр. Сопер. Компр. Избег. Присп. ...

Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Это возраст самоутверждения ...

Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси. + + ...