Компоненты феномена родительства.Страница 1
Родительство -
социально- психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни.
В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.
Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнка начинает реализоваться на практике.
Развитая форма родительства характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве.
На стадии развитой формы родительство включает в себя [21]:
1.Родительские ценности
2.Установки и ожидания
3.Родительское отношение
4.Родительские чувства
5.Родительские позиции
6.Родительскую ответственность
7.Стиль семейного воспитания
Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
Родительские ценности
Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения [21].
Установки и ожидания
Родительские установки ожидания включают в себя три уровня презентации:
1. репродуктивные установки
2. установки и ожидания в детско-родительских отношениях
3. установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка [21].
По мнению Мэш Э., Вольфа Д. [30], родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.
Родительское отношение
Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально- ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями [21]. По утверждению Варга А.Я. [31], тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.
Родительские чувства
Родительские чувства - значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях [21].
Родительские позиции
Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях [21].
Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ».
1. Общая организация урока.
1.1 Последовательность и распределение этапов по времени.
Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов:
- организационное начало урока;
- повторение домашнего задания;
- основной этап;
...
Интимно-личностное общение подростков
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его по ...
Результаты констатирующего исследования
В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты.
Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1.
Протокол № 1
№
ФИО
Общая тревожность
Школьная тревожность
Самооценочная тревожность
Межличностная тревожность
Ма ...