Информация » Гендерный аспект управления » Мужчины и женщины в деловом мире. Гендерный стереотип

Мужчины и женщины в деловом мире. Гендерный стереотип

Под гендерными стереотипами

принято понимать схематизированные, нормативные, обобщённые представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Сфера изучения гендерных стереотипов довольно обширна.

Исследователями гендерной проблематики охватываются всё новые социальные институты, группы, классы людей, коллективы, в которых существование стереотипов обусловливается взаимодействием людей, принадлежащих к противоположным гендерным категориям. Учёные основываются, как правило, на утверждении, что в российском обществе преобладает гендерное неравенство[1]. Чтобы уравновесить положение мужчин и женщин, необходимо полностью изменить все традиционные стереотипы в общественном сознании, но это произойдёт не скоро, потому что большая часть общества продолжает использовать стереотипы прошлого. Тем не менее, в последние годы наблюдается гибкость гендерных норм, ценностей, установок, особенно в поведении и сознании молодого поколения. В связи с этим изучение гендерных стереотипов будет актуально до тех пор, пока общество полностью не преодолеет традиционалистские взгляды на мужчин, женщин и взаимоотношения между ними.

Стериотипизация начинается, как выясняется, ещё с начальной школы, о чём свидетельствует работа Котловой Т.Б., в частности, вывод: «…контент-анализ учебников начальной школы показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, как один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии…»[2]. То же самое наблюдается и в сети Интернет. Исследования 749 объявлений на 428 сайтах[3] показали, что гендерные стереотипы в российских ресурсах сети Интернет опираются на концепцию патриархального разделения функций между мужчиной и женщиной в семье, обществе, бизнесе.

Женщине в качестве «естественных» функций отводят материнство, ведение домашнего хозяйства, замужество.

Мужчине приписана публичная сфера деятельности: политика, управление, профессиональный труд.

Нельзя утверждать, что в современном российском обществе все женщины порабощены мужской властью и что все мужчины сильные и компетентные. Как и во всех социальных группах, здесь существуют исключения из стереотипных норм.

СМИ демонстрируют немногочисленные примеры успешности женщин, которые занимают высокое положение в мужских коллективах и имеют устойчивые карьерные позиции, например женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко и др. Другой вопрос состоит в том, воспринимаются ли обществом такие женщины в качестве компетентных специалистов, которые способных решать вопросы государственной важности.

Обычным женщинам примеры успешности других женщин стереотипно представляются чем-то недосягаемым, требующим больших физических и волевых усилий, либо сопутствующей мужской поддержки.

Тем не менее, благодаря социальной похожести можно говорить о том, что мужчины и женщины под воздействием окружения или источников массовой информации, имея в себе определённую долю мужественности или женственности, могут приспособиться к той внешней гендерной обстановке и ролевым установкам, которые положительно повлияют на стереотипы в целом и конкретные образы в частности.


Введение.
Актуальность. В работах отечественных и зарубежных исследователей накоплен большой опыт изучения семьи и такой её особенности как ролевая и поло-ролевая структура. Большинство авторов (Антонюк Е.В., Суслова Т.Р., Лекторская Е.В., Алешина Ю.Е., Голод С.И., Най Р.И., Роллингз Е.М., Хаас Л. и др.) сходятся во мнении, что наблюдается активн ...

Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При ...

Основные типы личности
В своей работе Айзенк выделил два основных ортогональных типа личности, которые он назвал интроверсия – экстраверсия и «нейротизм – стабильность». Таким образом, людей можно разделить на четыре группы в соответствии со степенью выраженности каждого из двух типов. Большинство описаний черт, присущих каждому типу, представляют собой край ...