Показатели внутриличностного конфликтаСтраница 1
Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:[
[4]
]
1. Когнитивная сфера - противоречивость образа - «Я»; снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния, как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
2. Эмоциональная сфера - психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
3. Поведенческая сфера - снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
4. Интегральные показатели - нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
Условия возникновения внутриличностного конфликта:
1. Личностные условия - связаны с возможностью осознания существующего противоречия:
▬ актуализация сложности внутреннего мира личности;
▬ сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
▬ высокий уровень развития чувств и ценностей;
▬ сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.
То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.
2. Ситуативные условия:
▬ внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
▬ внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
Таблица 1
Типология критических жизненных ситуаций
Тип критической ситуации |
Онтологическое поле |
Тип активности |
Внутренняя необходимость |
Нормальные условия |
Стресс |
Витальность |
Жизнедеятельность организма |
«Здесь и теперь» удовлетворение |
Непосредственная данность жизненных благ |
Фрустрация |
Отдельное жизненное отношение |
Деятельность |
Реализация мотива |
Трудность |
Конфликт |
Внутренний мир |
Сознание |
Внутренняя согласованность |
Сложность |
Кризис |
Жизнь как целое |
Воля |
Реализация жизненного замысла |
Трудность и сложность |
Что нужно развивать?
Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих имажинативных (от английского «imagination» — воображение) способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных дей ...
Развитие в норме и дизонтогенезе
Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, и ...
Основные составляющие
манипулятивного воздействия
Степень успешности манипуляции во многом зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Подобных средств очень много. Отметим некоторые из них:
Целенаправленное преобразование информации может заключаться в намеренном утаивании и ...