Показатели внутриличностного конфликтаСтраница 1
Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:[
[4]
]
1. Когнитивная сфера - противоречивость образа - «Я»; снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния, как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
2. Эмоциональная сфера - психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
3. Поведенческая сфера - снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
4. Интегральные показатели - нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
Условия возникновения внутриличностного конфликта:
1. Личностные условия - связаны с возможностью осознания существующего противоречия:
▬ актуализация сложности внутреннего мира личности;
▬ сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
▬ высокий уровень развития чувств и ценностей;
▬ сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.
То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.
2. Ситуативные условия:
▬ внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
▬ внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
Таблица 1
Типология критических жизненных ситуаций
|
Тип критической ситуации |
Онтологическое поле |
Тип активности |
Внутренняя необходимость |
Нормальные условия |
|
Стресс |
Витальность |
Жизнедеятельность организма |
«Здесь и теперь» удовлетворение |
Непосредственная данность жизненных благ |
|
Фрустрация |
Отдельное жизненное отношение |
Деятельность |
Реализация мотива |
Трудность |
|
Конфликт |
Внутренний мир |
Сознание |
Внутренняя согласованность |
Сложность |
|
Кризис |
Жизнь как целое |
Воля |
Реализация жизненного замысла |
Трудность и сложность |
Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе»
1. Мотивационная готовность.
Цель: выявление отношения детей к школе и учению.
Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику.
Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний ...
Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте
в условиях дошкольного образовательного учреждения
Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем школьном возрасте было проведено в ДОУ N4 города Зеленоградска.
В ходе исследования использовались различные формы и методы психологического воздействия на развитие памяти, в частности, активизирующие запоминание игры для развития памяти, веселые стихи, потешки, считалки, музыкальн ...
Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но в ...

