Информация » Депрессия » Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Психологические теории депрессии. Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств
Страница 1

Определение депрессии относится к различным сферам, объединяя неоднородные явления: 1) пониженное настроение; 2) умственно-речевое торможение; 3) моторная заторможенность. В связи с тем, что, некоторые из данных признаков так же обладают не абсолютным значением (например, депрессия может выражаться также и в двигательном возбуждении и ажитации), некоторые исследователи ведут поиск ядерного расстройства (О.П.Вертоградова, В.Н.Синицкий 1986, Ю.Л. Нуллер). В то же время рад исследователей по-прежнему выделяют три уровня, на которых проявляется депрессия: аффективный, идеаторный и моторный (Вертоградова О.П. и др.).

Попытки упорядочить накопленные данные о депрессивных расстройствах нашли реализацию в многочисленных типологиях и классификациях (Kleist 1928, Плотичер 1968, Наджаров 1968, Ю.Л.Нуллер 1973, Kielholz 1970, Хвиливицкий 1972 и др.).

«В основу одних положен традиционный для клиники причинно-следственный критерий, позволяющий выделить первичную и вторичную депрессии. Деление на первичную и вторичную депрессии дает возможность клиницистам выделить ведущую или вспомогательную роль депрессивного расстройства в синдроме, независимо от обсуждения этиологии, и избегая дискуссии по поводу соотношения - "эндогенное-реактивное" или "психотическое-невротическое".

Таким образом, дихотомия "первичная - вторичная", устанавливая причинно-следственные зависимости между различными расстройствами, решает диагностические задачи, устанавливая первичность: «1) по времени проявления; 2) по степени выраженности (объему симптомов); 3) по терапевтической динамике (в порядке редукции)».

Другой подход связан с выбором в качестве основания для классификации депрессивных расстройств этиологического критерия. Так, выделяются депрессивные расстройства, имеющие внутреннюю биологическую причину - эндогенная депрессия, и внешнюю (в широком смысле как экзогенное воздействие) - реактивная депрессия. Факторы, вызывающие эндогенную депрессию, и факторы, провоцирующие реактивную депрессию, относятся к двум принципиально различным классам причин. К первым относятся генетические, биохимические материальные процессы, происходящие во внутренней среде организма; ко вторым - социальные, психологические процессы, определяющие адаптацию личности.

Деление депрессивных расстройств на психотическую и невротическую депрессию частично пересекается с делением на эндогенные и экзогенные депрессии, являясь более многозначным. Оно возникло, главным образом, под влиянием теоретических работ Фрейда и других психоаналитиков, и в основу типологии положен критерий тяжести симптомов. Разделение "психотическое -невротическое" - главная позиция традиционных диагностических классификаций, в частности ICD-9, DSM-1 и DSM-П. Понятие "невротическая депрессия" не имеет единого определения и употребляется в литературе в следующих смыслах: 1) непсихотическая форма депрессии, характеризующаяся отсутствием бреда, галлюцинаций, нарушений восприятия; 2) неэндогенная депрессия, т.е. вызванная психологическими причинами, а не биологическими факторами; 3) депрессия ситуационно обусловленная; 4) малоадаптивныи личностный паттерн; 5) "неавтономный" тип депрессии. Позднейшие классификации Американской психиатрической ассоциации (DSM-I1L, DSM-ffl-R, DSM-IV) отклонились от предшествующих номенклатур путем исключения этой категории, которая перестала существовать в качестве отдельной рубрики. Однако, по мнению некоторых авторов (Молодецких В.А. 1997), устранение этиологического фактора из классификаций вызвало утрату психологического (содержательного) аспекта, как в рассмотрении генеза депрессий, так и при выборе адекватных мер воздействия.

Иное направление создания типологий депрессий связано с выделением в качестве критерия классификации формального признака - типа ведущего аффекта. Так, Вертоградова О.П. выделяет тоскливый, тревожный и апатический аффект, вызывающие формирование специфических идеаторных и моторных нарушений. Психологическое определение аффекта не совпадает с клиническим, оставляет апатию за пределами круга эмоциональных явлений, скорее как негативное расстройство эмоциональной сферы, отсутствие аффекта.

Эмпирическим путем были выделены кластеры облигатных и факультативных депрессивных симптомов. Этот подход положен в основу практических руководств (DSM) и признает равноправие всех теоретических направлений, объединяя биологические, психоаналитические, поведенческие теории и исследования в решении задач лечения и изучения психических расстройств.

Обобщая разнообразные квалификации депрессии как расстройства, определяемого, в первую очередь, эмоциональными переживаниями отрицательного спектра (гипотимным аффектом), рассмотрим точки зрения авторов основных моделей депрессии на этиологию этих переживаний. Следует отметить, что в литературе даже сам термин "депрессия" употребляется в различных значениях. Так, под депрессией подразумевают клинический синдром (О.П.Вертоградова и др. 1980), нозологическую единицу (Ю.Л. Нуллер, Т.Я.Хвиливицкий), тип эмоциональной реакции.

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы изучения. Народонаселения
Демография (с греч. demos – народ, grafio – пишу). Объект изучения демографии – население. Предмет демографии – процессы и факторы воспроизводства населения как одного из фундаментальных компонентов воспроизводства общества. Население и народонаселение. Воспроизводство населения. Типы движения населения – естественное (включает процессы ...

Общее понятие детской одаренности
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется л ...

У кого воображение богаче: у взрослого или ребенка?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основыв ...