Социальная психология » Характеристика примера в психологическом воздействии

Характеристика примера в психологическом воздействии

Пример

— целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образцов для подражания, призванных служить им основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством социального саморазвития.

Действенность примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример — понятие конкретно-историческое. Позитивный пример в нашем понимании — это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей деятельности, которые соответствуют нашему идеалу. Особенно ценны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личности (коллектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения человеком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Людям в целом свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди людей можно встретить и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других личностей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и сиюминутное, которое координирует поведение человека в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание людей сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение людей к примеру выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы: 1) примеры непосредственного влияния и 2) примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздействия

, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт.

Ко второй — примеры из жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего государства,

трудового героизма, примеры из литературы и искусства

.


Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)
Георгий Иванович Челпанов родился в апреле 1862 г. Челпанов – русский философ и психолог, создатель первого в России Института экспериментальной психологии при Московском университет (1912) Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1862 поступил на историко-филологический факультет Новороссийско ...

Приложения
Приложение 1 ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание к ...

Статистический анализ данных
Но стоит подчеркнуть, что полученные результаты характерны исключительно для данной выборки. К такому выводы мы пришли, когда провели статистический анализ данных и выяснили, что не существует различия в уровне притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах. Статистическая обработка была проведена при помощи програм ...