ВыводыСтраница 1
1. Обосновано, что изменяющаяся политико-экономическая ситуация в нашей стране, заставляющая значительную часть населения пересматривать свои взгляды, позиции, систему взаимоотношений с другими людьми, изменения, происходящие в сфере образования и, связанная с этим сложность положения юношества, актуализируют проблематику одиночества и вызывают необходимость поиска теоретического подхода к пониманию одиночества и оптимальной модели психолого-педагогической помощи в развитии личности лиц юношеского возраста.
2. На основе понимания одиночества как сложного, многопланового, амбивалентного психического феномена, являющегося детерминантой деформированного развития и ресурсом развития личности в юношеском возрасте, разработана типология одиночества, позволившая квалифицировать одиночество как проблему и как ресурс личностного развития и наметить стратегию психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества, которая заключается в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному.
3. Описано юношеское одиночество как потенциально интернальное положительное, исходя их психологических особенностей данного возраста, социальной ситуации развития, основных жизненных событий и задач развития. Выявлен общий характер связи юношеского одиночества с основными процессами и феноменами самосознания (самоотношение, самовосприятие и поведение). Подтверждено положение об одиночестве как психическом феномене на основе экспериментальных данных об отражении одиночества в основных аспектах психической деятельности (самоотношение, самовосприятие, поведение). Экспериментально установлено, что негативными последствиями одиночества являются: дисбаланс в отношениях, обессмысливание жизни, искажение самовосприятия и отношения к себе. Раскрыто позитивное влияние одиночества на личность, которое заключается в том, что оно служит своего рода «индикатором» неудовлетворенности человека своим положением и побуждает к личностному развитию, является причиной изменений в «Я-концепции» личности (факторы самоценности и самопривязанности).
4. Раскрыт диалектический характер связи негативного и позитивного аспектов одиночества и на основе экспериментально подтвержденных данных о том, что на переживание одиночества оказывают влияние: проблемы в отношениях с группой сверстников, некоторые особенности самоотношения (неуверенность, неудовлетворенность собой и др.), самовосприятия (сомнения в своей ценности и др.) и поведения (склонности к оппозиционному поведению, уступчивости, подчинению и др.) личности, выявлены внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества (осознание одиночества, формирование положительного самоотношения и самовосприятия, формирование активной позиции по отношению к одиночеству, повышение коммуникативной компетентности и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями, нахождение мотивов выбора одиночества).
5. Разработана и апробирована модель психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества, включивших в себя: создание фона для благоприятных эмоционально-ценностных переживаний, условий для экстернализации внутриличностных противоречий, отражающих содержание основных жизненных событий личности, формы и методы практической работы с учащимися. К формам оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности относятся: ознакомление учащихся с результатами диагностического обследования; групповая дискуссия на тему «Я в мире людей»; индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование; психологический тренинг. К методам работы относятся: беседа и интерпретация результатов диагностического обследования, анализ положительных и отрицательных аспектов одиночества; процедуры самооценивания с использованием опросника «Я в мире людей» и проектирования образа идеального «Я»; составление условно-вариантного прогноза развития учащихся, процедура целеполагания, обсуждение неосознаваемой информации о себе, дополнительная диагностика одиночества через использование проективного рисунка «Я в мире людей»; моделирование основных жизненных событий; формулировка личных результатов учащимися, построение перспектив своего развития, разработка психолого-педагогических рекомендаций для учащихся.
Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентри ...
Результаты констатирующего исследования
В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты.
Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1.
Протокол № 1
№
ФИО
Общая тревожность
Школьная тревожность
Самооценочная тревожность
Межличностная тревожность
Ма ...
Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации. Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической системы современного российского общества, а также повышение общего уровня политической культуры нас ...