Информация » Изучение процессов запоминания » Исследование динамики процесса заучивания

Исследование динамики процесса заучивания

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. Зависимость запоминания от деятельности, в итоге которой оно достигается, характеризует один из аспектов проблемы активности запоминания. Другой аспект той же проблемы – понимание самого процесса запоминания как особого рода мнемической деятельности. Важную часть содержания мнемической деятельности составляют мыслительные процессы, осуществляемые с целью запоминания.

Существенную роль в запоминании играет повторение материала. Однако повторение не является способом, неизменно ведущим к достижению мнемического эффекта. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом. Именно действия группировки, соотнесения, составления планов приводит к отбору и формированию определенных связей, повторение лишь условие реализации этих действий. Функцию же закрепления связей осуществляет не повторение, а акт правильного воспроизведения объекта, соответствие воспроизведенного образа объекту запоминания.

Для исследования процесса запоминания используют классические методы: метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов и метод антиципации.

Опыт 3.

Исследование скорости механического запоминания

Методика Эббингауза

Цель: исследование скорости механического запоминания

Процедура опыта: Тест состоит из двух серий. Первая серия – исследование скорости механического запоминания. Вторая – исследование скорости забывания. Инструкция к первой серии: «Вам будет предъявлен список из 20-ти бессмысленных слогов . Прочтите его и запишите, что запомнили. При неполном запоминании прочтите еще раз. Далее повторять прочтения с последующими записями до полного запоминания».


Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности. Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...

Умение сравнивать предметы
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они — большая лента вместо длинн ...

Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Сначала сравниваем предметы. Где кружков больше? (В нижнем ряду.) Где кружков меньше? (В верхнем ряду.) В каком ряду не хватает кружка? Как уравнять, ч ...