Проблемы нормы и патологии личности. Отношения межличностные, межгрупповые
и межэтническиеСтраница 7
Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью. Их основное назначение заключается в формировании определенной предрасположенности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов. Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения.
Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты истории, широко известные представителям своей этнической группы. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть социального опыта различных народов, включаясь в систему их специфически национальных символов.
Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую их характеристику.
Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы:
- условия и особенности социализации человека (процесс формирования системы стереотипных представлений отдельного индивида находится в прямой зависимости от изменяющихся общественных условий, политики;
- культуры, совершенствования и развития духовной жизни общества, а также от бытовые условий, семейного воспитания, круга сверстников, личного опыта, опыта общения и деятельности, направленности личности и др.);
- уровень образования и интеллектуального развития (чем более образован человек и выше его интеллектуальное развитие, тем менее подвержен он воздействию национальных предрассудков);
- личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизирующим объектом (в социальной психологии сложилась своя традиция к этой проблеме, которую можно кратко сформулировать следующим образом: непосредственное взаимодействие снижает уровень стереотипичности оценок и суждений).
Огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Позитивный аффект может снижать тенденцию к стереотипизации или влиять на те процессы, которые происходят во время ее. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чей либо стереотип об аккуратности и пунктуальности, свойственной немцам, может быть пересмотрен, если человек сталкивается с немцем, который крайне несобран, опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким образом, считают они, информация об одном- двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может вызвать аффект и неожиданно резкое изменение этого этнического стереотипа.
Социально-психологические особенности и составляющие психологического
портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его
влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности.
Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...
Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей
с нарушением интеллекта
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей.
Так, слабовыражен ...
Полярности
Полярность – единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого конструкта могут быть, например, «плохое – хорошее». В соответствии с гештальт-психологией, человек организует свое восприятие внешнего мира через полярности. Каждый из нас испытывает противоречивые чувства: мы и любим, и ненавидим своих родителей, мы благодарны т ...

