Проблемы нормы и патологии личности. Отношения межличностные, межгрупповые
и межэтническиеСтраница 5
Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категорий: «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное.
Социальные стереотипы оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность людей и получение ими нового опыта;
- возникают чаще всего стихийно;
- служат защите сложившихся традиций и представлений;
- несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального отношения к объекту, но в то же время однозначны: «да» или «нет», «свой» или «чужой», т.е. или негативны или позитивны;
- экономят мышление и суммируют исторический опыт;
- отражают не действительность, а являются знаком последней;
- предельно устойчивы, но в то же время и изменяемы;
- не могут быть абсолютно истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными; социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки. Исследования стереотипа показали, что наибольшую устойчивость и действенность он обнаруживает, когда его контуры (при всей их четкости) оставляют человеку определенный простор для индивидуальной «достройки» общепринятого, образа, для проявления активности ищущего выхода психологического напряжения, возникающего в результате расхождения образа, фиксированного в социальной установке и складывающегося в конкретных условиях.
Социальный стереотип, не дающий индивиду такой возможности, теряет свой ореол и превращается в простой штамп.
Становление социального стереотипа — процесс длительный. В ходе его множество индивидуальных впечатлений, мнений, образов, существующих в сознании различных людей, сливаются в единую модель. Необходимо время, чтобы получить достаточное количество разнообразной информации о предмете, отражением которого является стереотип. Каждая из образовавшихся установок должна пустить корни, закрепиться, чтобы эти фиксированные установки сплелись в образ, в высшей степени обобщенный и стандартизированный для множества людей, и закрепили бы его в системе предрасположенности.
В последние десятилетия в связи с общей переориентировкой западной психологии от эмпирии к теории появились концепции, претендующие на теоретическую освещенность данной проблематики.
Американский психолог Г. Тэджфел разработал специальный подход, заключающийся в такой последовательности анализа содержания и роли социального стереотипа, который дает возможность правильно понять его функции. Он выделил следующие социальные функции стереотипа:
- о социальной причинности, ориентирующую на необходимость осмысления источника его возникновения и оправдание действий, совершаемых или планируемых против «враждебной» группы;
- дифференциации, оправдывающую формирование позитивно- ценностную оценку собственной группы в отличие от всех других общностей.
Вместе с тем в это время проявляется также определенная тенденция, представленная в виде четырех взаимосвязанных процессов:
- максимизации межгрупповых различий;
- максимизации внутригруппового сходства; минимизации межгруппового сходства;
- минимизация внутригрупповых различий.
Именно эта тенденция и является самой существенной психологической характеристикой и отличительной чертой стереотипизации, а отнюдь не предубежденность, враждебность или другие негативные характеристики, означающие хотя и весьма распространенный, но все-таки частный случай конкретного содержания стереотипа.
Национальные стереотипы образуются в результате функционирования национальных обычаев, традиций и нравов. Игнорировать последние — значит отрицать нормальные и естественные различия между нациями. Но первые и вторые нельзя и отождествлять.
Принуждение в процессе психологического воздействия
Принуждение —
это применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не ...
Игры-занятия,в которых формируются пространственные представления
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"
Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда спрятались дети" и т.д.
Попрос ...
Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с низким
уровнем психомоторной активности
0,64
-0,61
Обратная корреляционная связь
Прямая корреляционная связь
1.
Фактор «пластичность» имеет обратную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= - 0,61), (p≤ 0,05). Т.е. для медработников с такой особенностью темперамента как: склонность к монотонной работе, боязнь и избегание ...